Словарь компьютерных терминов на букву А в Воронеже
Информация на данной странице актуальна на сегодня - 21.11.2024
Словарь компьютерных терминов на букву А
А
АББРЕВИАТУРА (abbreviation). Слово, составленное из первых букв или сокращенных частей слов, входящих в состав названий или словосочетаний, заменяющее эти названия или словосочетания. Например, ЭВМ — электронная вычислительная машина.
АБЗАЦ (paragraph). 1. Часть текста, ограниченная двумя отступами. 2. Б текстовых редакторах — часть документа между двумя соседними маркерами конца А. Б текстовом редакторе MS Word эти маркеры автоматически вносятся в текст при нажатии клавиши <Enter> (перевод строки) и видимы при нажатой кнопке 1Г (Непечатаемые знаки). Каждому А. можно придать свой формат, отличный от формата соседних абзацев.
АБОНЕНТ СЕТИ (network abonent, user node). 1. Пользователь, имеющий доступ к ресурсам компьютерной сети или к сети компьютерной связи. 2. Терминал, компьютер или рабочая станция, подключенные к вычислительной сети или сети компьютерной связи.
АБСОЛЮТНЫЙ АДРЕС, физический адрес (absolute address, physical address). I. Адрес в виде цифрового кода, однозначно идентифицирующий реально существующие в вычислительной системе байт, ячейку памяти или устройство. А. а. непосредственно интерпретируется аппаратными средствами или микропрограммами центрального процессора вычислительной системы. А. а. либо указывается как неизменяемый адрес в машинной команде, либо вычисляется, исходя из логического адреса, и не может быть далее уточнен программными средствами. Ср. логический адрес. 2. Цифровой код, однозначно определяющий положение данных на носителе данных. Например, для магнитного диска А. а. представляет код, состоящий из номера поверхности, номера дорожки и номера сектора. См. адресация.
АБСТРАКТНЫЙ КЛАСС, базовый абстрактный класс (abstract class, abstract base class). Б языке программирования C++ — класс, который не может быть использован для создания объектов, но выступает в качестве базы, на основе которой создаются другие классы. А. к. содержит хотя бы одну чисто виртуальную функцию. Ср. абстрактный тип данных.
АБСТРАКТНЫЙ ТИП ДАННЫХ (abstract data type). Понятие, введенное в конце 1970-х годов в теоретических исследованиях по языкам программирования. А. т. д. рассматривается как множество значений и множество операций над этими значениями, причем для описания семантики операций используются формальные математические, в частности, алгебраические, методы. Например, для А. т. д. "стек значений типа Т" с операциями push (протолкнуть в стек) и pop (вытолкнуть из стека) выполняется аксиома ∀ x ∈ T pop (push (x)) = x. Результаты исследований по А. т. д. имеют большое значение для объектно-ориентированного программирования, автоматического синтеза программ, искусственного интеллекта и других разделов информатики.
АБСТРАКТНЫЙ ФАЙЛ (named pipe). To же, что именованный канал.
АБСТРАКЦИЯ (abstraction). Процесс выявления основных характеристик какой-либо сущности с целью обособления ее от других видов сущностей. При проведении А. рассматривается множество различных сущностей в поисках общих основных характеристик. А. подразумевает, что деление сущностей на некоторые виды происходит с некоторой точки зрения. Одна и та же сущность с разных точек зрения может принадлежать к разным абстрактным типам. А. присутствует в любом моделировании, часто на многих уровнях и для различных целей. А. является одним из основных понятий унифицированного языка моделирования UML.
АВАРИЙНОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ(abnormal end, abend). Непредусмотренное прекращение исполнения программы из-за возникновения условий, делающих невозможным ее дальнейшее выполнение. Такими условиями могут быть машинный сбой, ошибка, обнаруженная операционной системой, переполнение, деление на ноль или извлечение квадратного корня из отрицательного числа и т. п. При А. з. операционная система предпринимает меры по сохранению работоспособности вычислительной системы, выдает информацию об аварийной ситуации, освобождает ресурсы, занятые задачей, и при возможности продолжает решение других задач. Ср. аварийный останов.
АВАРИЙНЫЙ ОСТАНОВ, авост (abrupt end, abend). Автоматическое прекращение работы компьютера из-за отказа аппаратных средств или программного обеспечения. Ср. аварийное завершение.
АВАРИЙНЫЙ СИГНАЛ (alarm). Сигнал, предупреждающий пользователя о возникновении чрезвычайной ситуации в работе вычислительной системы. Обычно это сообщение об ошибке или сбое в работе программных или аппаратных средств, сопровождаемое звуком. А. с. предваряет аварийное завершение или сопровождает аварийный останов.
АВАРИЯ (crash). Неожиданный выход из строя программных или аппаратных средств. А. программы приводит к потере всех несохраненных данных и может потребовать перезагрузки операционной системы. А. аппаратных средств может привести к потере работоспособности всей вычислительной системы. Последствия такой А. устраняются ремонтом или заменой неисправных блоков. При этом возможны информационные потери. Например, при А. диска могут разрушиться хранящиеся на нем данные ABM (analog computer). To же, что аналоговая вычислительная машина.
АВОСТ (abend, abrupt end). To же, что аварийный останов.
АВТОКОД, язык ассемблера (autocode, assembly language). Простейший язык программирования, ориентированный на конкретный компьютер. По форме и содержанию А. наиболее близок к машинному языку. Структура команд А. определяется структурой команд и данными машинного языка, но, в отличие от последнего, А. допускает применение буквенных обозначений для кодов операций к адресов. Например, на А. формула X = Y+ Ζ программируется следующим образом: MOV AX, Y; Загрузить Υ в регистр MOV ВХ, Ζ; Загрузить Ζ в регистр ADD АХ, ВХ; Добавить Ζ κ Υ MOV X, АХ; Сохранить результат в X А. может иметь макросредства и средства управления трансляцией. Трансляция программы с А. осуществляется программой-ассемблером.
АВТОМАТ (automation, automata). 1. То же, что автоматическое устройство. 2. То же, что конечный автомат.
АВТОМАТИЗАЦИЯ (automation, OLE automation). 1. Система мероприятий по замене труда человека работой машин. 2. Способ управления программными объектами, используемый при связывании и внедрении объектов. А. позволяет одному приложению, которое называется клиентом А. или контроллером Α., использовать объекты и средства другого приложения, которое называется сервером А. Например, все приложения пакета программ Microsoft Office являются как клиентами, так и серверами А. См. связывание и внедрение объектов.
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА (АОС) (automated training system, computer based training system (CBT)). Комплекс программных, технических и учебно-методических средств, предназначенных для активного индивидуального обучения человека на основе программного управления этим обучением. Работа с АОС ведется в режиме диалога и напоминает диалог ученика с педагогом-репетитором. АОС делятся на специализированные, предназначенные для обучения одному какому-либо предмету, и универсальные, обеспечивающие возможность эффективного обучения нескольким предметам. Основу специализированных систем составляют обучающие программы, написанные на традиционных языках программирования, например, на Паскале или Си. К специализированным АОС относятся и тренажеры, управляемые компьютером. Универсальные системы располагают проблемно-ориентированным языком и специальными средствами программирования педагогами сценария обучения и программ управления обучением. Б состав универсальных АОС входят также библиотека программ управления познавательной деятельностью, архив данных о процессе обучения каждого обучаемого, средства дружественного интерфейса и т. п. АОС развиваются на базе как серийной вычислительной техники (персональные компьютеры, локальные вычислительные сети), так и специально созданных тренажеров. Обучаемый может работать с АОС как индивидуально, так и в условиях класса автоматизированного обучения. Развитием АОС являются интеллектуальные обучающие системы. Ср. обучающая программа, обучающее приложение к программному продукту.
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА (computer-based training (CBT)). То же, что обучающее приложение к программному продукту.
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАМ, инструмент CASE (computer-aided software engineering (CASE), CASE-tool). Набор согласованных средств разработки программ, в число которых входят языки визуального моделирования, генераторы кода и документации, автоматизированные средства тестирования, редакторы, компиляторы и другие компоненты. Как правило, инструмент А. р. п. ориентирован на определенный процесс разработки программного обеспечения и компоненты инструмента А. р. п. строго соответствуют фазам выбранного процесса. Ср. инструментальные программные средства.
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА (automated system). Система программных и аппаратных средств, предназначенных для автоматизации процесса деятельности человека. Б отличие от автоматической системы А. с. всегда функционирует при участии человека. И человек является ее главным звеном. См. автоматизированная обучающая система, автоматизированная система управления, автоматизированное рабочее место, система автоматизированного проектирования.
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ(АСУ) (automated control system). Комплекс программных и технических средств автоматизации управления различными объектами. Б отличие от систем автоматического управления в АСУ сбор и обработку информации, необходимой для выработки управляющих воздействий, осуществляют автоматические устройства — приборы и компьютеры, а окончательное решение принимает человек. Ср. офисное приложение.
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ (computer-aided design (CAD)). См. система автоматизированного проектирования.
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО(АРМ) (automated working place, workstation). 1. Вычислительная система, предназначенная для автоматизации профессиональной деятельности. Основу АРМ составляет ЭБМ {персональный компьютер или рабочая станция), снабженная специализированным программным обеспечением. Наибольшее распространение получили АРМ для проектировщиков, конструкторов, технологов, исследователей, бухгалтеров, администраторов и т. п. АРМ позволяет существенно увеличить производительность труда профессионала. Например, конструкторы имеют A 75 возможность посвятить свое время целиком процессу конструирования, поскольку расчеты и подготовку чертежей машина "берет на себя". С помощью таких устройств, как световое перо или графический планшет, конструктор может быстро и легко вносить любые изменения в проект и тут же наблюдать результат на экране дисплея. При этом компьютер может представить какую-либо часть чертежа или проектируемой детали в увеличенном масштабе или под различными углами зрения. АРМ работают либо автономно, либо в составе локальной вычислительной сети. 2. Программное обеспечение автоматизации профессиональной деятельности.
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА(automatic system). Система программных и аппаратных средств, функционирующая самостоятельно, без участия человека. Ср. автоматизированная система.
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД НА НОВУЮ СТРОКУ (word-wrap). To же, что выравнивание текста. См. перенос слов.
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ПОВТОР НАЖАТИЯ КЛАВИШИ(typematic). Автоматическое повторение ввода символа или команды, вызванное удерживанием соответствующей клавиши в нажатом состоянии. Например, при однократном нажатии клавиши <Page Down> на экране появится следующая страница, а если клавишу нажать и не отпускать, команда смены страницы будет автоматически повторяться, что приведет к листанию страниц. Продолжительность времени между двумя повторениями для клавиатуры персонального компьютера можно регулировать с помощью специальных команд операционной системы, например команды mode в MS-DOS или с помощью Панели управления Windows. Например, на рис. АЛ показано окно для настройки клавиатуры в операционной системе Windows.
АВТОМАТИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ ПРОГРАММ (automatic program synthesis). Автоматическая генерация программы по некоторой спецификации. В зависимости от метода спецификации программы А. с. п. подразделяют на несколько категорий. Если спецификация задана в виде формального логического условия, связывающего входные и выходные данные, то говорят о дедуктивном А. с. п. Если спецификация задана в виде набора примеров, то говорят об индуктивном А. с. п., а если в виде формального, но неалгоритмического описания задачи, например, в виде диаграмм, то говорят о трансформационном А. с. п. Для А. с. п. обычно применяют методы искусственного интеллекта. В общем случае задача А. с. п. алгоритмически неразрешима, т. е. не существует алгоритма, который бы по произвольной спецификации строил соответствующую программу, однако известно множество частных, но практически важных случаев, в которых А. с. п. возможен. Результаты, получаемые в ходе теоретических исследований по А. с. п., находят практическое применение в оптимизирующих компиляторах, электронных таблицах и других областях.
АВТОМАТИЧЕСКОЕ СОХРАНЕНИЕ, автосохранение (autosave). Сохранение, выполняемое программой с заданной периодичностью или после определенного числа нажатий клавиш. А. с. служит гарантией от случайных потерь данных. Оно применяется в приложениях Windows, периодически сохраняя изменения, вносимые в документ. Например, в редакторе MS Word можно установить периодичность А. с. от одной минуты до двух часов.
АВТОМАТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО, автомат (automation). Устройство, способное функционировать без непосредственного участия человека.
АВТОНОМНАЯ ПРОГРАММА (autonomy program, stand-alone program). Программа, не зависящая от других программ в составе данной программной системы. Например, программа в виде загрузочного модуля, имеющая свои собственные средства инициализации и не требующая для своего выполнения управляющих действий операционной системы.
АВТОНОМНОЕ УСТРОЙСТВО (autonomy device, autonomy unit). Устройство, работающее независимо от других устройств вычислительной системы.
АВТОНОМНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ПРОГРАММЫ (stand-alone program tests). Испытания программы по частям или целиком, но независимо от других программ, с которыми испытуемая программа должна взаимодействовать. Ср. комплексные испытания программного продукта. См. испытание программы.
АВТОРИЗАЦИЯ (authorization). 1. Процесс проверки имеющихся у пользователя прав и разрешений на доступ к ресурсу. См. аутентификация. 2. Предоставление пользователю определенных полномочий на выполнение некоторых работ в вычислительной системе. Ср. права доступа.
АВТОРСКАЯ СИСТЕМА (authoring system). То же, что система автоматизации авторской работы.
АВТОРСКИЙ ЯЗЫК(authoring language). Язык программирования высокого уровня, используемый для создания продуктов мультимедиа, презентаций, а также программ, баз данных и материалов для автоматизированных обучающих систем.
АВТОСОХРАНЕНИЕ (autosave). To же, что автоматическое сохранение.
АГЕНТ (agent). Программа, действующая от имени пользователя, выполняя специфические функции в фоновом режиме. Выполнив задачу, программа А. сообщает об этом пользователю.
АГРЕГАЦИЯ (aggregation). Б унифицированном языке моделирования UML форма ассоциации, описывающая отношение типа "часть—целое" между объектами. Отношение А. является менее строгим по сравнению с отношением композиции: часть может принадлежать нескольким целым и прекращение существования целого не означает прекращения существования его частей.
АДА (Ada). Универсальный язык программирования высокого уровня, ориентированный на разработку программного обеспечения компьютеров, встроенных в системы автоматизированного управления. Назван в честь Августы Ады Лав- лейс, считающейся первым в мире программистом. Первая версия Α., разработанная в США под руководством Дж. Ишбиа, появилась в 1980 г. Последняя версия, Ада-95 — в 1995 г. А. обладает средствами программирования процессов, протекающих параллельно в реальном времени. Программы на языке А. имеют модульную структуру, допускающую раздельную компиляцию модулей. Кроме того, в стандарте языка А. помимо собственно языка программирования впервые была определена и его поддерживающая среда программирования, т. е. средства разработки, корректировки и модернизации программ. Бее это позволяет создавать на языке А. очень большие программные проекты, например, программное обеспечение систем астронавигации.
АДАПТЕР (adapter). Электронная схема, позволяющая приспособить друг к другу устройства с различными способами представления данных. Например, аналоговое устройство нельзя напрямую соединить с цифровым устройством: для этого аналоговый сигнал должен быть сначала преобразован в цифровой или наоборот. Чтобы связать два несовместимых компонента аппаратных средств, требуется устройство сопряжения, важной составляющей которого и является А. Обычно А. монтируется на отдельной плате. См. адаптер дисплея, звуковой адаптер.
АДАПТЕР ДИСПЛЕЯ, видеоадаптер, видеокарта (display adapter, video- adapter, videocard). Адаптер, согласующий обмен графической информацией между центральным процессором и дисплеем. А. д. преобразует данные, поступающие из компьютера в цифровой форме, в соответствующее изображение на экране. Цифровой код текста или графического изображения размещается центральным процессором в видеопамяти. А. д. периодически "просматривает" содержимое видеопамяти или ее отдельных частей и по хранящемуся там коду "рисует" нужное изображение на экране дисплея. При этом он устанавливает формат экрана, управляет курсором и цветовыми характеристиками изображения. А. д., как правило, имеет несколько режимов работы, которые характеризуются типом отображаемой информации (текстовая или графическая), количеством используемых цветов, разрешающей способностью и размерами символов. См. текстовый режим, графический режим. А. д. современных персональных компьютеров позволяет выводить на экран дисплея изображения, получаемые с видеокамеры, видеомагнитофона или любого другого источника видеосигнала. Он состоит из четырех основных устройств: видеопамяти, видеоконтроллера, цифроаналогового преобразователя (ПАП) и постоянного запоминающего устройства (ПЗУ), которые могут монтироваться на отдельной плате, называемой видеоплатой или видеокартой. Видеопамять служит для хранения изображения. Видеоконтроллер отвечает за вывод изображения из видеопамяти на монитор и обработку запросов центрального процессора. ЦАП служит для преобразования формируемых видеоконтроллером цифровых видеоданных в аналоговый видеосигнал. В ПЗУ записаны наиболее универсальные программы управления выводом изображения на экран, экранные шрифты, служебные таблицы и т. п. ПЗУ не используется видеоконтроллером напрямую — к нему обращается только центральный процессор, и в результате выполнения им программ происходят обращения из ПЗУ к видеоконтроллеру и видеопамяти. ПЗУ необходимо только для первоначального запуска адаптера и работы в режиме MS-DOS; операционные системы с графическим интерфейсом — Windows или OS/2 — не используют ПЗУ для управления адаптером. Для ускорения вывода изображения на экран на плату адаптера могут устанавливаться дополнительные микросхемы — акселераторы или графические сопроцессоры. В IBM PC применяются следующие А. д., указанные в порядке возрастания графических возможностей: EGA (Enhanced Graphics Adapter) — A 79 улучшенный графический адаптер. Его максимальная разрешающая способность 640x350 пикселов. Может выводить одновременно 16 из 64 цветов. VGA (Video Graphics Adapter) — видеографический адаптер. Имеет текстовый режим 720x400 пикселов и графический режим 640x480 пикселов. Одновременно выводит 256 цветов. SVGA (Super VGA) — улучшенный VGA. Так обычно называются выпускаемые в последнее время различными фирмами платы, превосходящие по своим возможностям VGA. Разрешающая способность адаптеров некоторых фирм доходит до 1600x1280 и более пикселов. Количество выводимых цветов может достигать 16,7 млн. Также добавляются расширенные текстовые режимы вплоть до формата 132x50 знакомест. Многие фирмы выпускают адаптеры с улучшенными характеристиками, поддерживающие нестандартные режимы.
АДАПТЕР PCMCIA (PCMCIA-adapter). Тип адаптера, разработанный Международной ассоциацией производителей карт памяти для персональных компьютеров (PCMCIA). Предназначен для использования на портативных компьютерах. A. PCMCIA имеет небольшой размер и потребляет мало электроэнергии. Частота, на которой работает шина данных для его подключения, обычно равна 8,33 МГц.
АДАПТИВНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ИМПУЛЬСНО-КОДОВАЯ МОДУЛЯЦИЯ (АДИКМ) (adaptive differential pulse code modulation (ADPCM)). Способ кодирования и сжатия данных о звуковых сигналах в цифровой форме. Позволяет передавать оцифрованную речь со скоростью свыше 32 Кбит/с. Применяется при записи звуковых фрагментов на компакт- дисках. Стандарт АДИКМ разработан Международным советом по мультимедиа.
АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА (adaptive system). Система, автоматически настраивающаяся на условия применения. А. с. сама может изменять свои функциональные возможности в зависимости от изменения условий внешней среды. Например, операционная система Windows автоматически приспосабливается к имеющейся конфигурации компьютера.
АДАПТИВНОСТЬ (adaptively). Способность устройств или программ изменять свои параметры в связи с изменениями в них самих или в зависимости от условий применения для повышения эффективности.
АДДИТИВНЫЙ ЦВЕТ (additive color). Цвет, порожденный излучающим объектом. При смешении А. ц. осветляются, смешение трех основных А. ц. — красного, зеленого и синего — дает белый цвет. При попарном смешении основных А. ц. получают основные субтрактивные цвета.
АДИКМ (ADPCM). То же, что адаптивная дифференциальная импульсно-кодовая модуляция.
АДМИНИСТРАТОР (administrator). 1. То же, что системный администратор. 2. То же, что администратор базы данных.
АДМИНИСТРАТОР БАЗЫ ДАННЫХ, администратор (database administrator). Человек или группа лиц, ответственные за состояние, развитие и использование базы данных организации или учреждения. А. б. д. обеспечивает работоспособность базы данных, контролирует и поддерживает полноту, правильность, непротиворечивость и целостность данных, необходимый уровень защиты данных. Он взаимодействует с пользователями и программистами, программы которых используют доступ к базе данных. Роль А. б. д. аналогична роли системного инженера, сопровождающего операционную систему.
АДРЕС (address). 1. Номер, код или идентификатор места в памяти компьютера, где хранится или куда должна быть записана данная информация. Например, номер байта оперативной памяти или номер дорожки магнитного диска, имя внешнего устройства или узла сети. Различают логические и физические А. Логический А. указывается в машинной программе. При загрузке, а также при переадресации он преобразуется в зависимости от места, занимаемого программой и данными в оперативной памяти, в физический Α., закрепленный в вычислительной системе за реально существующим запоминающим устройством или его частью. Это преобразование выполняется соответствующим программным обеспечением и аппаратными средствами. См. адресация. 2. Часть команды, определяющая местоположение операнда. 3. Часть сообщения, указывающая адресат.
АДРЕС КОМАНДЫ (instruction address). Адрес ячейки памяти или первого байта области памяти, которая занята командой.
АДРЕС ОПЕРАНДА (source address). Адрес ячейки памяти или первого байта области памяти, откуда извлекается операнд.
АДРЕС IP (IP-address). 1. Уникальный адрес, идентифицирующий узлы или компьютеры в сети, управляемой протоколами TCP/IP. В сети, представляющей собой объединение нескольких подсетей, указывает информацию маршрутизации. A. IP представляет собой 32-разрядное значение, которое идентифицирует данный компьютер. Каждый байт A. IP представляется десятичным числом и отделяется от других десятичной точкой. 2. То же, что интернет-адрес.
АДРЕСАТ (target). Обладатель адреса (лицо, программа, устройство или компьютер), которому предназначаются сообщение, команда или данные. Например, А. считается и почтовый ящик, в который приходит сообщение по электронной почте, и пользователь — владелец этого ящика. Также А. является дисковод, на который послал команду центральный процессор, и программа, для которой с диска считываются данные.
АДРЕСАЦИЯ (addressing). Определение операнда в машинной команде. Способ вычисления физического адреса и выполнения операций над адресными регистрами. Рассмотрим наиболее распространенную схему А. Чтобы при выполнении программы устройство управления могло определить, какую команду необходимо выполнить в данный момент, и найти данные, указанные в этой команде, вся основная память машины делится на отдельные адресуемые ячейки — байты или машинные слова. Каждому байту или слову присвоен уникальный физический адрес. В традиционной схеме А. эти адреса являются номерами, начиная от нуля с шагом единица. Таким образом, к любой команде или элементу данных можно обратиться по адресу его самого левого элемента. При таком абсолютном методе А. адрес 1234 означает 1235-й байт или машинное слово при условии, что отсчет ведется от нулевой ячейки памяти. Однако при режиме мультипрограммирования место, занимаемое программой в оперативной памяти, зависит от наличия и расположения в ней других программ. Поэтому необходимо, чтобы программы были перемещаемыми, т. е. адреса внутри программ должны отсчитываться относительно некоторого начального базового адреса программы, который должен быть перемещаемым. Это же требуется и при независимой трансляции подпрограмм и отдельных программных модулей, адреса которых также отсчитываются от базового адреса и называются относительными адресами или смещениями. При загрузке программы в зависимости от места, занимаемого программой или ее сегментом, определяется значение ее базового адреса, которое посылается в базовый регистр процессора, и физический адрес ячейки интерпретируется аппаратурой как сумма содержимого базового регистра и относительного адреса. Например, если адресная часть команды содержит 1200, а содержимое базового регистра равно 300, то операнд будет выбираться из ячейки с физическим адресом 1500. Внутри циклов, которые есть почти в каждой программе, работает одна и та же последовательность команд, а изменяются только адрес или величина той или иной переменной. Для определения значения адреса, изменяемого в цикле, применяется так называемый индексный регистр, содержимое которого отражает значение параметра цикла. Адрес операнда в командах цикла определяется как указанный в команде относительный адрес плюс содержимое базового регистра плюс содержимое индексного регистра. При таком методе А. все данные могут смещаться при перемещении программы путем изменения значения базового регистра, а индексный регистр способствует простой организации выборки в цикле. При трансляции программ, написанных на языках программирования высокого уровня, компиляторы сами выбирают регистры, необходимые для базирования и индексации, а компоновщики и загрузчики устанавливают их нужные значения. Для уменьшения потерь времени на вычисление физических адресов во время выполнения программы такое вычисление производится специальными быстрыми аппаратными средствами.
АДРЕСАЦИЯ С ИНДЕКСИРОВАНИЕМ (indexed addressing). To же, что индексная адресация.
АДРЕСНАЯ КОНСТАНТА (address constant, A-constant). Константа, которая либо является адресом, либо используется при вычислении адресов. Обычно это числовая константа или числовое выражение, значение которого является адресом или составной частью адреса.
АДРЕСНАЯ ССЫЛКА (address reference). Ссылка в форме адреса.
АДРЕСНАЯ ШИНА (address bus). Шина или часть шины, предназначенная для передачи адреса.
АДРЕСНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЗАДАЧИ, адресное пространство процесса (process address space). Множество логических адресов, по которым может обращаться задача. Система управления памятью устанавливает соответствие между А. п. з. и физической памятью ЭВМ, и при выполнении задачи для каждого логического адреса вычисляет физический адрес. См. адресация, управление памятью, виртуальная память.
АДРЕСНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПРОЦЕССА (process address space). To же, что адресное пространство задачи.
АДРЕСНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЦЕНТРАЛЬНОГО ПРОЦЕССОРА (CPU address space). Множество физических адресов ячеек оперативной памяти, с которыми может работать центральный процессор. Для машин, работающих в двоичной системе счисления, размер А. п. ц. п. составляет 2" ячеек, где η — разрядность адресной шины процессора. Очевидно, этот размер ограничивает емкость оперативной памяти, на которую рассчитан процессор и к которой он может иметь прямой доступ. Реально физическая оперативная память может быть меньше или больше той, которую позволяет иметь А. п. ц. п. Если количество физических адресов, с которыми работает центральный процессор, меньше его адресного пространства, то оперативную память компьютера можно расширить. Для увеличения размера памяти сверх А. п. ц. п. должны применяться специальные программные и аппаратные средства. См. адресация, управление памятью, виртуальная память.
АДРЕСНЫЙ РЕГИСТР (address register). To же, что регистр адреса.
АКСЕССУАРЫ (accessory). Добавочные принадлежности к компьютеру или другому цифровому устройству. Например, сумка для ноутбука или чехол для смартфона.
АКТИВАЦИЯ, фокус управления (activation, focus of control flow). 1. To же, что активизация. 2. Выполнение операции. А. представляет собой период времени, в течение которого объект выполняет операцию (непосредственно или с помощью подчиненных операций). Посредством А. моделируется не только длительность выполнения операции, но и отношения потока управления между взаимодействующими объектами. А. является одним из основных понятий унифицированного языка моделирования UML. В обычных языках программирования А. соответствует вызов процедуры.
АКТИВИЗАЦИЯ (activation). Приведение объекта в состояние готовности к действию или использованию. Например, А. экранных объектов (панелей, меню, окон, кнопок и пр.) позволяет пользователю начать диалог с системой.
АКТИВИЗАЦИЯ ФАЙЛА (file activation). To же, что открытие файла.
АКТИВНАЯ ПРОГРАММА (active program). Программа, которой передано управление центральным процессором. Противоп. неактивная программа.
АКТИВНАЯ ЯЧЕЙКА (active cell). Ячейка электронной таблицы, с которой в настоящий момент работает или может работать пользователь. Она идентифицируется координатами строки и столбца, к которым принадлежит, и выделяется на экране контрастной рамкой. В А. я. пользователь может ввести данные, отредактировать или отформатировать ее содержимое.
АКТИВНОЕ ОКНО (active window). Окно, с которым в настоящий момент работает или может работать пользователь. На нем активизированы элементы управления, через него возможен ввод данных. При одновременном отображении на экране нескольких окон (рис. А.З) А. о. не перекрывается другими окнами и выделяется контрастным цветом рамки или заголовка, наличием мерцающего курсора и т. п. Чтобы сделать окно активным, как правило, достаточно навести на него указатель мыши и нажать ее левую кнопку. Противоп. неактивное окно.
АКТИВНЫЙ ДИСК (active disc). To же, что текущий диск.
АКТИВНЫЙ ФАЙЛ (active file). To же, что открытый файл.
АКТИВНЫЙ РАБОЧИЙ СТОЛ (active desktop). Собирательное название новых возможностей, добавленных фирмой Microsoft к обычному рабочему столу. На А. р. с. можно разместить любой объект веб-страницы (встроенную графику, гипертекстовые ссылки и т. п.), браузера и любой компонент Всемирной паутины WWW (например, доступные по WWW справочники). Веб-страницы, перечисленные в папке Favorites (Избранное) или размещенные на А. р. с, автоматически обновляются операционной системой Windows. Компонентами А. р. с. также являются веб-объекты, специально предназначенные для расположения на рабочем столе. Их содержимое обычно представляет собой новости, прогноз погоды, биржевые котировки и другую подобную информацию. Б компонентах А. р. с. применяются те же технологии, что и в других веб-объектах.
АЛГОЛ (Algol). Алгоритмический язык, разработанный в 1958 г. Первоначально А. не был языком программирования, так как предназначался лишь для обмена вычислительными алгоритмами между людьми. Название языка произошло от английских слов ALGOrithmic Language (алгоритмический язык) Б дальнейшем на основе А. были созданы языки программирования Алгол60 и Алгол68. Первая редакция языка программирования АлголбО, ориентированного на программирование численных решений научно-технических задач, была разработана П. Науром, Дж. Бэкусом и др. и опубликована в 1960 г. Б Алгол60 впервые были реализованы идеи блочной структуры программ, определения способов передачи параметров в процедуры, рекурсивных процедур. Для описания синтаксиса Алгол60 впервые был использован ставший классическим формальный язык Бэкуса—Наура. Идеи Алгол60 получили свое развитие во многих языках программирования высокого уровня. Б 1966—1969 гг. на основе АлголбО был разработан новый язык Алгол68. По сравнению с Алгол60 он обладает большими возможностями при программировании ввода и вывода данных и обработки текстов. Кроме того, в Алгол68 появились средства описания параллельно выполняемых операторов. Формальная строгость и общность описания сделали язык слишком сложным для широкого распространения. Это послужило толчком для создания более простого языка Паскаль.
АЛГОРИТМ (algorithm). Содержание и последовательность операций, точно определяющие решение задачи путем вычислительного процесса, преобразующего исходные данные в конечный результат. Характеристиками алгоритма являются: 1) однозначность результата при заданных исходных данных; 2) возможность разбиения процесса на конечное число отдельных операций, каждая из которых может быть выполнена человеком или вычислительной машиной; 3) способность получения результата для множества исходных данных, соответствующих множеству однотипных задач. Например, один из А. вычисления с помощью компьютера среднего арифметического трех чисел представляет собой следующую последовательность операций: ввод с клавиатуры трех чисел; вычисление суммы введенных чисел; деление полученной суммы на 3; вывод результата на экран дисплея. Б приведенном примере для записи А. был применен русский язык. Существуют специально созданные алгоритмические языки. Вычислительной машине А. задается в виде программы. Могут существовать несколько А. решения одной и той же задачи. Среди них следует выбирать наиболее эффективный, для вычислительной реализации которого требуется наименьшее количество операций, машинного времени, памяти и т. п. Изучение условий существования и способов построения (разработки) эффективных А. составляет основу теории алгоритмов.
АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ЯЗЫК (algorithmic language). Язык, предназначенный для записи, разработки и изучения алгоритмов, а также для обмена алгоритмами между людьми. А. я. является важным средством обучения. Например, при изучении информатики в школах применяется т. н. школьный А. я., в котором используются понятные школьнику служебные слова на русском языке. Б отличие от языков программирования, А. я. независим от ЭБМ. Б нем нет деталей, связанных с устройством машины. Обычно при разработке языка программирования высокого уровня сначала создается А. я. с тем же названием. Кроме того, языки программирования используются для обме- 86 A на алгоритмами и для их опубликования в научных изданиях. Поэтому понятие "А. я." часто применяется в качестве синонима понятия "язык программирования".
АЛТ-ВВОД СИМВОЛОВ (character alt-input). Кодовый ввод символов с клавиатуры персонального компьютера. При нажатой клавише <Alt> следует набрать на малой цифровой клавиатуре код символа, после этого клавишу <Alt> отпустить. На экране появится тот символ, код которого был набран. Таким способом можно ввести любой допустимый вычислительной системой символ. Обычно при А.-в. с. применяется так называемая модифицированная альтернативная кодировка ГОСТа, первые 128 кодов которой являются десятичным представлением двоичного кода ASCII.
АЛУ (ALU). To же, что арифметико-логическое устройство.
АЛФАВИТНО-ЦИФРОВОЕ ПЕЧАТАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО (АЦПУ) (line printer (LPT)). To же, что линейный принтер.
АЛЬБОМНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СТРАНИЦЫ, ландшафтная ориентация страницы (landscape page orientation). Такое расположение страницы, когда ее высота меньше ширины. Противоп. книжная ориентация страницы.
АЛЬФА-ВЕРСИЯ (alpha release). Предварительная версия программы, предназначенная для альфа-тестирования.
АЛЬФА-КАНАЛ (alpha channel). Дополнительный 8-разрядный канал, применяемый в некоторых графических платах кроме трех традиционных RGB- каналов. Б таких платах для кодирования цвета пиксела используются 32 бита, причем младшие 24 бита содержат информацию о цвете, соответствующую RGB-каналам (по 8 бит на каждый цвет), а старшие 8 разрядов образуют А.-к. С его помощью можно формировать прозрачные области изображения, не зависящие от того или иного цвета.
АЛЬФА-ТЕСТИРОВАНИЕ(alpha testing). Предварительная стадия испытания программы или программного обеспечения, предназначенная для общей оценки будущего программного продукта и определения необходимости включения в него тех или иных свойств. Ср. бета-тестирование.
АМЕРИКАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СТАНДАРТОВ(АНСИ) (American National Standards Institute (ANSI)). Организация, определяющая стандарты, на основе которых в США разрабатываются аппаратные средства и некоторые виды программного обеспечения. Например, для языков С, Basic и SQL имеются стандарты, подготовленные ANSI.
АМЕРИКАНСКИЙ СТАНДАРТНЫЙ КОД ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ (American standard code for information interchange, (ASCII)). Стандартная A 87 схема кодирования текстовой информации, при которой каждый текстовый или управляющий символ представляется семиразрядным двоичным кодом. Этот код с отдельными модификациями используется в большинстве вычислительных систем. Многие клавиатуры при нажатии клавиши вводят в компьютер именно такой код. Зарубежные персональные компьютеры имеют набор ASCII-кодированных символов, в котором отсутствуют символы кириллицы (русские буквы), поэтому были созданы различные модификации таблицы А. с. к. о. и., дополненные буквами кириллицы. Бее эти модификации имеют общую кодировку первых 128 символов, совпадающую с А. с. к. о. и. Эти символы и их коды приведены в табл. А.1. Чтобы определить код символа по этой таблице, нужно к первому числу столбца, в котором находится символ, приписать справа первое число его строки. Например, символ # находится на пересечении столбца, первое число которого есть 010, и строки, первое число которой — ООП. Следовательно, его код 0100011. Б литературе по программированию и при Алт-вводе символов применяется десятичная запись двоичного кода (см. двоичная система счисления). Например, код 0100011 символа # в десятичной системе счисления записывается числом 35. Обозначения: NUL — знак пробела; SON — начало заголовка; STX — начало текста; ЕТХ — конец текста; EOT — конец передачи; ENQ — запрос; АСК — подтверждение; BEL — звонок; BS — возврат на одну позицию; НТ — горизонтальная табуляция; LF — перевод строки; VT — вертикальная табуляция; FF — подача бланка; CR — возврат каретки; SO — переход на верхний регистр; SI — переход на нижний регистр; DLE — переключение кода; DC1, DC2, DC3, DC4 — управление устройствами 1, 2, 3 и 4 соответственно; NAK — переспрос; SYN — режим синхронного ожидания; ЕТВ — конец передачи блока; CAN — отмена; ЕМ — конец носителя; SUB — замена; ESC — переход; FS — разделитель файла; GS — разделитель группы; RS — разделитель записи; US — разделитель блока; DEL — стирание.
АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ (requirements analysis). Фаза процесса разработки программного обеспечения, во время которой анализируются требования и предметная область. На фазе А. т. разработчики фокусируют свое внимание на том, что им предстоит сделать, а на фазе проектирования — каким образом они будут это осуществлять.
АНАЛОГОВАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАШИНА (ABM) (analog computer). Вычислительная машина, которая обрабатывает информацию, представленную в форме непрерывно изменяемых физических величин, значения которых можно измерить. Такими величинами могут быть угловые или линейные перемещения, электрическое напряжение и пр., являющиеся аналогами математических переменных. Над аналоговыми величинами можно производить сложение, умножение, интегрирование и другие математические действия механическим или каким-либо физическим способом, измеряя результаты этих действий. Наибольшее распространение получили электронные АВМ. В них информация задается в виде электрического напряжения. Для решения математической задачи из элементов электрических цепей набирается электрическая схема, напряжение на выходе которой удовлетворяет тем же уравнениям, что и решение исходной математической задачи. Таким образом, напряжение является аналогом искомой математической переменной. Изменяя во времени параметры схемы, можно получать меняющиеся во времени решения. Поэтому физическое время также является аналоговой переменной в такой АВМ. К недостаткам АВМ относят сравнительно невысокую точность и малую универсальность, поэтому их используют в основном как управляющие устройства в различных системах управления и как измерительные устройства в системах сбора и обработки информации.
АНАЛОГОВАЯ ФОРМА ДАННЫХ (analog data form). Способ представления, хранения и передачи данных в виде непрерывно изменяющихся в некотором диапазоне физических величин, таких как электрическое напряжение или электрический ток, или аналоговых сигналов. А. ф. д. применяется в аналоговых вычислительных машинах.
АНАЛОГОВОЕ УСТРОЙСТВО (analog device). Устройство, в котором информация представляется в виде непрерывно изменяющихся в некотором диапазоне физических величин, таких как электрическое напряжение или электрический ток. См. аналоговый сигнал, аналоговая вычислительная машина. Противоп. цифровое устройство.
АНАЛОГОВЫЙ СИГНАЛ, непрерывный сигнал (analog signal, continuous signal). Носитель информации в виде непрерывно изменяющегося электрического напряжения или электрического тока. Переменная во времени амплитуда А. с. соответствует количественной характеристике переносимой им информации и часто представляет измеренную физическую величину, например, температуру, скорость и т. п. Для обработки переносимой А. с. информации на компьютере необходим аналого-цифровой преобразователь. См. аналоговое устройство, аналоговая вычислительная машина. Противоп. дискретный сигнал, цифровой сигнал.
АНАЛОГО-ЦИФРОВАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, гибридная вычислительная система (hybrid computer). Вычислительная система, в которой сочетаются элементы аналоговых и цифровых вычислительных машин. Обычно в таких системах аналоговые устройства используются для решения уравнений, описывающих исследуемое явление или процесс в натуральном масштабе времени, а цифровые устройства — для хранения результатов решения, их последующей обработки и выдачи полученных данных в форме, удобной для восприятия человеком. Для преобразования непрерывно меняющихся во времени аналоговых величин в эквивалентные значения цифровых кодов здесь применяются специальные устройства — аналого-цифровые преобразователи. См. аналоговый сигнал, цифровой сигнал.
АНАЛОГО-ЦИФРОВОЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ (АЦП) (analog-to-digital converter (ADC)). Устройство для автоматического преобразования аналогового сигнала в цифровой сигнал. Например, для автоматической обработки экспериментальных данных поступающие с измерительных приборов непрерывно меняющиеся во времени аналоговые величины с помощью АЦП преобразуются в эквивалентные значения цифровых кодов, которые вводятся в компьютер. Противоп. цифроаналоговый преобразователь.
АНИМАЦИОННАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ (animation path). Последовательность изображений, быстрая смена которых на экране создает иллюзию движения объекта. См. анимация, твининг.
АНИМАЦИЯ (animation). Создание иллюзии движения объекта на экране дисплея. Б основе А. лежит быстрая смена последовательно смещаемых относительно друг друга образов. Существует несколько способов Α., реализуемых в различных системах программирования. При одном способе на экране быстро рисуются и стираются последовательные фазы движения. При другом фазы заранее рисуются в виде полноэкранных кадров и запоминаются в памяти компьютера, чтобы затем последовательно отобразиться на экране. Б развитых системах применяются средства Α., для которых достаточно задать изображение объекта и его начальное и конечное положение. Качество А. зависит от скорости смены кадров. Чем выше скорость, тем плавнее движение. Современные компьютеры позволяют выполнять до 30 смен кадров в секунду.
АНТИВИРУСНАЯ ПРОГРАММА (antivirus program). Обслуживающая программа, предназначенная для поиска, диагностики, профилактики и "лечения" файлов, зараженных компьютерным вирусом. Б процессе поиска и диагностики определяются зараженные файлы и тип вируса. Профилактика позволяет предотвратить заражение. Например, резидентная А. п. предотвращает несанкционированное пользователем изменение файлов операционной системы, запись в сектор начальной загрузки и т. п. Лечение подразумевает удаление вируса, восстановление поврежденных файлов и т. п.
АОС (automated training system). To же, что автоматизированная обучающая система.
АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, техническое обеспечение (hardware). Совокупность входящих в состав вычислительной системы аппаратных средств, необходимых для ее функционирования. А. о. составляют процессоры, внешние устройства, линии связи и т. д. Они технически обеспечивают эффективную работу системы, ее способность предоставлять пользователю определенные виды обслуживания. Этот термин определяет часть вычислительной системы, не являющуюся программным обеспечением.
АППАРАТНОЕ ПРЕРЫВАНИЕ (hardware interrupt). Прерывание, причиной которого является событие, произошедшее в аппаратных средствах. См. обработка прерываний, внешнее прерывание, внутреннее прерывание, прерывание от схем контроля АППАРАТНО-НЕЗАВИСИМЫЙ (hardware independent, device independent). Независимый от технических характеристик аппаратных средств конкретной вычислительной системы. Например, А.-н. формат хранения точечных рисунков позволяет воспроизвести рисунок максимально точно независимо от разрешающей способности и других параметров принтера, влияющих на качество изображения.
АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА, технические средства, оборудование (hardware). Электрические, электронные и механические схемы, блоки, приборы и устройства, составляющие материальную часть вычислительной системы. А. с. являются, например, и сам компьютер, и микросхемы, его составляющие. К А. с. также относятся дисплей, дисковод, принтер и пр. Противоп. программные средства.
АППАРАТНЫЙ (hardwired). Реализованный аппаратными средствами. Противоп. программный.
АППАРАТНЫЙ БЛОК, блок (hardware block, block). Конструктивно оформленная как единое целое совокупность взаимосвязанных устройств либо совокупность взаимосвязанных элементов или узлов одного устройства, выполняющих определенную функцию. Например, блок питания, обеспечивающий компьютер электроэнергией с заданными показателями, или системный блок, объединяющий основные устройства персонального компьютера.
АППАРАТНЫЙ КЛЮЧ (hardware key). Реализованный аппаратными средствами ключ защиты от несанкционированного доступа и несанкционированного копирования. Например, при защите программ А. к. часто представляет собой устройство, присоединяемое к параллельному порту персонального компьютера. Защищаемая программа обращается к параллельному порту и запрашивает секретный код. Если А. к. к компьютеру не присоединен, то защищаемая программа определяет ситуацию нарушения защиты и выполняет соответствующие действия. Обычно А. к. сконструирован таким образом, что его присоединение не мешает пользоваться другими устройствами, например, принтером.
АППАРАТНЫЙ СБОЙ, машинный сбой, сбой (hardware failure, machine failure, failure). Кратковременный отказ или ошибка в работе аппаратных средств вычислительной системы. Причинами, вызывающими А. с, как правило, являются изменение условий или несоблюдение правил эксплуатации оборудования, например, нестабильность питания, несоблюдение температурного режима, ненадежность соединений, попадание посторонних частиц в подвижные части и т. п.
АППАРАТУРА (hardware, equipment). Приборы и устройства, входящие в состав аппаратных средств вычислительной системы. Физическое оборудование компьютера.
АППЛЕТ (applet). Прикладная программа. Термин А. получил распространение в последнее время в связи с технологиями Всемирной паутины WWW, позволяющей внедрять А. в веб-документы с целью построения интерактивных веб-страниц. Для создания таких А. обычно применяется язык программирования Java, поэтому часто их называют апплетами Java АППЛИКАЦИЯ, графическая заготовка, художественная заготовка, клипарт (clip art). Заранее приготовленный графический рисунок или его фрагмент, предназначенные для вставки в документ. Современные графические и текстовые редакторы, а также настольные редакционно-издательские системы поставляются с библиотеками А.
АРГУМЕНТ (argument). Выражение, задающее объект или значение при обращении к процедуре, функции или макрокоманде, от которого зависит результат ее выполнения. См. фактический параметр.
АРИФМЕТИКО-ЛОГИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО (АЛУ), арифметическое устройство (АУ) (arithmetic and logical unit (ALU)). Часть процессора, выполняющая над данными арифметические, логические и другие машинные операции. Под контролем устройства управления в АЛУ из оперативной памяти поступают операнды, а из устройства управления — управляющие сигналы, указывающие, какую операцию над этими операндами следует вы- полнить и куда поместить результат по окончании работы. Например, при выполнении сложения двух чисел устройство управления обеспечивает выборку этих чисел из соответствующих ячеек оперативной памяти в АЛУ. Затем оно посылает сигнал "сложить" и после выполнения АЛУ операции сложения пересылает результат в нужную ячейку памяти или регистр. См. функциональная схема ЭВМ.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ (arithmetical operations). Операции, выполняемые в соответствии с правилами арифметики. Б арифметико- логическом устройстве операндами и результатом А. о. является число. Б языках программирования операндами и результатом А. о. могут быть выражение, указатель и др. Б набор А. о. обычно входят: сложение (обозначается знаком +), вычитание (-), умножение (х или знак *, который труднее спутать с буквой х), деление (/) и возведение в степень (** или Т). Б языке программирования Си введены дополнительно две одноместные и одна двуместная А. о.: операция увеличения, или инкремент (+ +) и операция уменьшения, или декремент (- -) и операция деления по модулю (%). Операция увеличения увеличивает, а операция уменьшения уменьшает значение своего операнда на единицу. Существуют две возможности использования этих операций: первая, когда символы ++(--) находятся слева от операнда, — "префиксная" форма, и вторая, когда эти символы стоят справа от операнда, — "постфиксная" форма. Например, если а = 5 и ь = 5, то в результате операций + + а и - - ь переменные а и ь получат значения: а = 6, ь = 4. Тот же результат будет получен для а + + и ь - -. Однако префиксная и постфиксная формы различаются между собой, когда операция и ее операнд являются частью выражения. При этом действует правило: в префиксной форме значение операнда изменяется перед его использованием в выражении, а в постфиксной форме — после того, как значение будет использовано в выражении. Например, при а = 5 после выполнения оператора присваивания с = + + а будет с = биа = 6,а после выполнения оператора с = а + + будет с = 5, а = 6. Двуместная операция деления по модулю используется только в арифметике целых чисел. Ее результатом является остаток от деления целого числа, стоящего слева от знака операции %, на число, расположенное справа от него. Например, результатом арифметического выражения 7 % 3 (читается как "7 по модулю 3") будет 1, поскольку 7 = 2 % 3 + 1.
АРИФМЕТИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР (arithmetic operator). Б языках программирования — знак арифметической операции.
АРИФМЕТИЧЕСКИЙ СДВИГ (arithmetic shift). Одновременный сдвиг всех разрядов числа без изменения позиции знака числа при сдвиге влево и с занесением значения знакового разряда в освободившиеся разряды при сдвиге вправо.
АРИФМЕТИЧЕСКИЙ УСЛОВНЫЙ ОПЕРАТОР (arithmetic IF statement). Условный оператор в языке Фортран, в котором проверяемое условие задается в форме арифметического выражения. А. у. о. имеет вид: if (A) ml, m2, m3, где а — арифметическое выражение, ml, m2, m3 — метки исполняемых операторов. Если значение выражения а отрицательно (а < о), то выполнение программы продолжается с оператора, помеченного меткой ml, если а = о, то управление передается оператору, помеченному меткой т2, если же а > о, то оператору, помеченному меткой тЗ. Например, после оператора if (к- 2) 23, 7, ίο при к < 2 управление передается оператору, помеченному меткой 23, при к = 2 — оператору, помеченному меткой 7, и при к > 2 — оператору, помеченному меткой ι о.
АРИФМЕТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ (arithmetical cycle). To же, что цикл со счетчиком.
АРИФМЕТИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ (arithmetic expression). Совокупность одной или нескольких констант, переменных, переменных с индексами и функций, соединенных знаками арифметических операций и скобками. Например, А. в. являются: 12.34, alfa, (а + в - с) * cos(3.14 * в). Значением А. в. является число. Последовательность выполнения операций в А. в. определяется скобками, а при их отсутствии устанавливается следующий порядок: 1) вычисление функций; 2) возведение в степень; 3) умножение и деление; 4) сложение и вычитание. Однотипные операции обычно выполняются последовательно слева направо.
АРИФМЕТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО (АУ) (arithmetical unit). To же, что арифметико-логическое устройство АРМ (automated working place). To же, что автоматизированное рабочее место.
АРТЕФАКТ (artifact). Элемент информации, используемый или порождаемый в процессе разработки программного обеспечения (например, внешний документ или результат работы). А. может быть, например, модель, техническое задание или программный продукт.
АРХИВ (archive). Совокупность образовавшихся в результате деятельности пользователя вычислительной системы рабочих материалов и средств их долговременного хранения. Рабочими материалами являются копии документов, редко используемых программ, данных и т. п. Б качестве средств долговременного хранения удобно использовать магнитные ленты и магнитные диски. В целях экономии памяти архивные файлы предварительно сжимают с помощью архиватора. Правильно организованный А. оберегает пользователя от потерь при любых аварийных ситуациях в компьютере. См. архиватор.
АРХИВАТОР (archivator). Программа или комплекс программ, выполняющие сжатие (архивирование) файлов для более компактного длительного хранения во внешней памяти и восстановление сжатых файлов в первоначальном виде (разархивирование). Б персональных компьютерах наиболее рас- пространены A. pkzip.exe/pkunzip.exe, arj.exe, rar.exe и в последнее время winzip.exe и winrar.exe. Бее они предоставляют возможность более компактного хранения файлов на дисках и позволяют: 1) упаковывать все, отдельные или соответствующие какому-либо шаблону файлы рабочего каталога в архивный файл; 2) добавлять файлы в архивный файл; 3) удалять файлы из архивного файла; 4) просматривать содержимое архивного файла; 5) извлекать из архивного файла отдельные файлы или распаковывать все файлы архива; 6) создавать самораспаковывающиеся архивные файлы. См. сжатие данных.
АРХИВАЦИЯ (archivation). To же, что архивирование.
АРХИВИРОВАНИЕ, архивация (archivation). Сжатие одного или более файлов с целью экономии памяти и размещение сжатых данных в одном архивном файле. А. выполняется специальной программой — архиватором.
АРХИВНЫЙ ФАЙЛ (archived file). 1. Файл, помещенный в архив. 2. Файл, являющийся результатом сжатия архиватора. В один А. ф. могут быть помещены несколько сжатых файлов. См. архиватор, сжатие файла.
АРХИТЕКТУРА (architecture). Организационная структура системы, включающая в себя разделение системы на части, связи между этими частями, механизмы взаимодействия и основные принципы проектирования системы. См. архитектура вычислительной системы, архитектура компьютера, архитектура программного обеспечения.
АРХИТЕКТУРА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (computer system architecture). Общая логическая организация вычислительной системы, определяющая процесс обработки данных и включающая архитектуру ЭВМ, а также структуру и характеристики программного обеспечения и принципы его взаимодействия с аппаратными средствами.
АРХИТЕКТУРА КЛИЕНТ-СЕРВЕР (client-server architecture). Способ организации взаимодействия программ или компонентов многокомпонентной программы, подразумевающий наличие программы или компонента программы, называемой сервером, и одной или нескольких других программ или компонентов, называемых клиентами. Клиент имеет возможность асинхронно для сервера инициировать выполнение процедур сервера и получать результаты их выполнения. Как правило, А. к.-с. обеспечивает возможность нескольким клиентам взаимодействовать с сервером параллельно и независимо друг от друга. Программы, являющиеся информационными системами для доступа к базам данных, часто построены по А. к.-с. На основе А. к.-с. организовано взаимодействие программ, обеспечивающих работу Интернета. См. автоматизация, Всемирная паутина, связывание и внедрение объектов.
АРХИТЕКТУРА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (software architecture). Общая логическая организация системы программного обеспечения, вклю- чающая в себя разделение системы на модули, связи между ними, механизмы взаимодействия компонентов и основные принципы проектирования системы. См. архитектура.
АРХИТЕКТУРА СЕТИ, сетевая архитектура (network architecture). 1. Общая логическая и техническая организация компьютерной сети, выраженная в виде совокупности сетевых аппаратных и программных решений, методов доступа и используемых протоколов. 2. Совокупность сетевых аппаратных и программных решений, методов доступа и используемых протоколов. Например, см. архитектура SNA.
АРХИТЕКТУРА, УПРАВЛЯЕМАЯ МОДЕЛЬЮ (model driven architecture (MDA)). Концепция архитектуры программного обеспечения, в которой основным артефактом процесса разработки программного обеспечения является визуальная модель. Б качестве визуального языка моделирования используется унифицированный язык моделирования UML. А. у. п. предложена Консорциумом по объектным технологиям.
АРХИТЕКТУРА ФОН НЕЙМАНА, фоннеймановская архитектура (von Neumann architecture). Архитектура ЭВМ, разработанная Джоном фон Нейманом. Она основана на следующих принципах: а) основными блоками вычислительной машины являются 1) центральный процессор, состоящий из устройства управления и арифметико-логического устройства, 2) память и 3) устройства ввода/вывода; б) программа и данные хранятся в одной и той же линейно адресуемой памяти; в) устройство управления выбирает команды из памяти по очереди, одну за другой, интерпретирует их, соответственно управляет арифметико-логическим устройством, которое выполняет арифметические и логические операции над вызываемыми из памяти данными, и возвращает результат в память; г) устройства ввода/вывода используются для ввода программ и данных и вывода результатов расчетов АРХИТЕКТУРА ЭВМ (computer architecture). 1. С точки зрения пользователя — это совокупность основных характеристик компьютера, таких как система команд, организация памяти, система адресации, операции ввода/ вывода и управления и т. п. Компьютеры, имеющие одинаковую А. ЭВМ, с точки зрения программиста, являются совместимыми. Это означает, что независимо от конкретного исполнения их деталей и блоков компьютеры должны быть способны выполнить одну и ту же программу с одинаковым результатом. 2. С точки зрения разработчика вычислительной системы и конструктора аппаратных средств — это принцип действия, конфигурация и взаимное соединение основных логических узлов компьютера.
АРХИТЕКТУРА CISC (complex instruction set computing (CISC)). Архитектура процессора со сложной системой команд, каждая из которых выполняется в течение нескольких тактов процессора. Название дано в противоположность архитектуре RISC— процессоров с сокращенной системой команд, большинство из которых выполняется за один такт. К процессорам A. CISC относятся, например, широко распространенные процессоры компании Intel: от 8086 до 80486, а также процессоры семейства Pentium. Но в элементах этих процессоров часто используется архитектура RISC.
АРХИТЕКТУРА EISA (extended industry standard architecture (EISA)). To же, что расширенная архитектура промышленного стандарта.
АРХИТЕКТУРА ETHERNET (architecture Ethernet). Архитектура локальной вычислительной сети шинной топологии, разработанная компанией Xerox в 1976 г. с последующей доработкой компаниями Intel и DEC. Б A. Ethernet управление доступом основано на методе CSMA/CD. На основе A. Ethernet Институтом инженеров по электротехнике и электронике (IEEE) и международной организацией по стандартизации (ISO) были разработаны стандарты IEEE 802.3 и ISO 8802.3, регламентирующие технологию сетей Ethernet. Связь между компьютерами в такой сети выполнена на коаксиальных кабелях. Скорость передачи данных до 100 Мбит/с. Б одной сети может работать до 1024 рабочих станций.
АРХИТЕКТУРА MDI (multi-document interface, multiple document interface (MDI)). To же, что многодокументный интерфейс.
АРХИТЕКТУРА RISC(reduced instruction set computing (RISC)). Архитектура процессора с сокращенной системой команд, которые используются последовательно для выполнения более сложных операций. A. RISC характеризуется командами фиксированной длины, большим набором операций типа регистр—регистр и отсутствием косвенной адресации. Благодаря несложности команд и большому количеству регистров почти все команды занимают только один такт процессора, и поэтому он может работать на более высокой тактовой частоте, чем большинство процессоров архитектуры CISC. A. RISC обеспечивает простоту конструкции процессора и облегчает разработку трансляторов.
АРХИТЕКТУРА SNA (Systems Network Architecture (SNA)). To же, что системная сетевая архитектура.
АСИНХРОННАЯ ПЕРЕДАЧА (asynchronous transmission). To же, что асинхронная связь.
АСИНХРОННАЯ СВЯЗЬ, асинхронная передача (asynchronous connection, asynchronous transmission). Режим передачи данных, при котором временной интервал передачи символа может изменяться, поскольку ограничен специальными синхронизирующими сигналами. Следовательно, при А. с. каждый передаваемый символ требует посылки дополнительных сигналов, но при этом не нужна синхронизация передающего и приемного устройств. Ср. синхронная связь.
АСПЕКТО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (aspect oriented programming (АОР)). Новейшая парадигма программирования, нацеленная на упрощение программирования типичных и повторяющихся фрагментов программ. Например, пусть в программе требуется записывать определенную информацию в файл протокола. При обычном программировании потребуется вставить соответствующий фрагмент кода в каждое место программы, где требуется производить запись в файл протокола, причем эти фрагменты будут единообразны. Б А. о. п. такой фрагмент (он называется аспектом) требуется написать только один раз, а также указать, в каком контексте данный аспект должен быть применен. После этого аспекто- ориентированная система программирования автоматически сгенерирует необходимые фрагменты исходного кода и вставит их в нужные места.
АССЕМБЛЕР (assembler). Общепринятое название транслятора с автокода.
АССОЦИАЦИЯ (association). Б унифицированном языке моделирования UML семантическое отношение между двумя и более классификаторами, включающее в себя связи между их экземплярами. См. агрегация, композиция.
АССОЦИАЦИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ (association for computing machinery (ACM)). Профессиональная организация предприятий и частных лиц, ведущих деятельность в сфере компьютерных технологий, в частности, занимающихся разработкой программ.
АССОЦИАЦИЯ СТАНДАРТОВ ПО ВИДЕОТЕХНИКЕ, индустриальный консорциум VESA, ассоциация VESA (Video Electronics Standards Association (VESA)). Организация, занимающаяся разработкой стандартов видеоадаптеров и мониторов. Объединяет более 50 видеотехнических фирм. Консорциумом VESA была предложена специальная графическая шина VLB, обеспечивающая ускорение вывода изображения на экран.
АССОЦИАЦИЯ VESA (Video Electronics Standards Association (VESA)). To же, что ассоциация стандартов по видеотехнике АСУ (automated control system). To же, что автоматизированная система управления.
АТОМАРНЫЙ (atomic). Действие или операция, выполняемые в виде единого блока, которые нельзя выполнить частично или прервать внешним событием. Как правило, атомарные операции невелики по размеру и просты (например, присваивание, простые арифметические или строчные вычисления). Атомарное вычисление происходит в определенной точке последовательности выполнения программы.
АТРИБУТ (attribute). 1. Признак или свойство, характеризующие объект. Например, атрибутами выводимых на экран символов являются шрифт, цвет, размер и т. п. 2. Б реляционных базах данных — имя одного и того же поля всех кортежей одной таблицы. 3. Б языках разметки — свойство элемента. 4. Б унифицированном языке моделирования UML А. называется именованное свойство какого-либо класса. Каждый объект этого класса содержит отдельное значение данного свойства. Ср. свойство класса.
АУ (arithmetic unit). To же, что арифметико-логическое устройство.
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ (audiovisual). Определение, относящееся к данным, которые содержат изображение и его звуковое сопровождение, или к аппаратуре, воспроизводящей такие данные.
АУДИОДАННЫЕ, аудиоинформация (audio data, audio information). Информация о звуковых образах, представленная в цифровой форме, предназначенная для хранения, обработки и воспроизведения средствами вычислительной техники, а также для передачи по линиям связи. Примерами А. являются человеческая речь или музыкальное сопровождение видеоизображений, введенные в память компьютера. Ср. видеоданные.
АУДИОИНФОРМАЦИЯ (audio information). 1. Звуковые образы, человеческая речь. 2. То же, что аудиоданные.
АУТЕНТИФИКАЦИЯ (authentication). Процедура проверки правильности введенной пользователем регистрационной информации для входа в систему. А. используется для принудительного ограничения прав доступа к ресурсам и прав на выполнение операций в системе. См. пароль.
АУТЕНТИФИКАЦИЯ ЗАПРОС/ОТВЕТ (challenge/response authentication). То же, что аутентификация с запросом и ответом.
АУТЕНТИФИКАЦИЯ ПО СЕРТИФИКАТУ КЛИЕНТА (client certificate authentication). Метод аутентификации, в котором идентичность пользователя проверяется без использования пароля. Проверка выполняется путем вычислений, в которых используются открытый ключ, хранящийся в цифровом сертификате пользователя, и закрытый ключ, находящийся в компьютере пользователя. См. шифрование с открытым ключом, шифрование с закрытым ключом.
АУТЕНТИФИКАЦИЯ С ЗАПРОСОМ И ОТВЕТОМ, аутентификация запрос/ ответ (challenge/response authentication). Защищенная процедура аутентификации, при которой сервер для контроля доступа использует алгоритмы типа запрос/ответ и систему безопасности операционной системы.
АЦП (analog-to-digital converter). To же, что аналого-цифровой преобразователь.
АЦПУ (LPT). То же, что линейный принтер.
АЭРОГРАФ (air brush). Инструмент машинной графики, предназначенный для имитации разбрызгивания основным цветом.
За последнее время эту страницу посетили 1084 посетителей