Официальный авторизованный центр
Сервисный центр Ростех
8-960-117-39-37
Воронеж, Центр, Проспект Революции 58, офис 1 на третьем этаже

Главная страница || Статус заказа || Схема проезда || электронная почтаvsc-vrn@ya.ru

Сегодня 20.09.2021 работаем с 10:00 до 19:00 без перерыва.

Многоканальный номер телефона ViberWhatsappTelegramEmailОнлайн чат

Словарь компьютерных терминов на букву В

Информация на данной странице актуальна на сегодня - 20.09.2021

Словарь компьютерных терминов на букву В

Словарь компьютерных терминов на букву В

В

ВАРИАНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ [use case]. Спецификация последовательностей действий, которые могут осуществлять система, подсистема или класс, взаимодействуя с внешними действующими лицами

ВВОД ДАННЫХ [data input]. 1. Процесс записи данных в память компьютера с помощью устройства ввода. Некоторые устройства ввода требуют представления данных на специальных носителях, таких как магнитные диски, магнитные ленты и т. п., на которые данные должны быть предварительно записаны либо с помощью компьютера, либо на специальном устройстве подготовки данных. Б. д. может осуществляться непосредственно человеком — голосом или с помощью клавиатуры. Б интерактивных вычислительных системах Б. д. происходит в диалоговом режиме. 2. Процесс передачи данных из внешнего запоминающего устройства в оперативную память

ВВОД/ВЫВОД [input-output]. Общий термин, определяющий процесс обмена данными между оперативной памятью и внешними устройствами

ВЕБ-ДОКУМЕНТ, документ WEB, документ WWW [Web document, WWW document]. Документ на языке HTML. Б.-д. составляют информационную 116 в основу Всемирной паутины. Они содержат гипертекст, позволяющий пользователю, указав на выделенное слово или фразу, получить доступ к данным, перейти в другую часть данного документа или в иной Б.-д., связанный с данной гиперссылкой. Б.-д. может также содержать данные гипермедиа, включающие текст, изображения, звук. Доступ к Б.-д., их чтение или воспроизведение производятся с помощью браузеров Интернета. С понятием Б.-д. тесно связаны понятия веб-страницы и веб-сайта. Значения этих терминов в настоящее время жестко не определены. Чаще всего термин "вебстраница " является синонимом термина Б.-д., а термин "веб-сайт " относится к набору страниц, объединенных тематически либо принадлежащих одной организации, одному автору или пользователю. См. динамическая вебстраница

ВЕБ-ПАПКА, WEB-папка [Web folder]. Папка на веб-сервере. Файлы и папки на веб-серверах можно просматривать так же, как файлы и папки на серверах локальной компьютерной сети. При сохранении файла в Б.-п. он помещается на веб-сервер, а не на жесткий диск компьютера

ВЕБ-ПОРТАЛ [portal, Web portal]. To же, что портал

ВЕБ-САЙТ [Web site]. To же, что сайт

ВЕБ-СЕРВЕР, WEB-сервер, интернет-сервер [Web server]. Компьютер, снабженный программным обеспечением сервера и предназначенный для получения, обработки и исполнения запросов от клиентов Интернета. Б.-с. использует для связи с клиентами протокол HTTP. Б.-с. обслуживается системным администратором или интернет-провайдером

ВЕБ-СТРАНИЦА, страница WEB [Web page]. См. веб-документ

ВЕКТОР [vector]. Одномерный массив. Упорядоченное объединение конечного числа однотипных элементов данных. Элементы Б. располагаются в памяти последовательно один за другим. Начало Б. определяется адресом его первого элемента, называемым базой вектора. Б. широко используются в вычислительной технике, поскольку память по существу представляет собой Б. байтов или слов. См. банк памяти

ВЕКТОРНАЯ КОМАНДА [vector instruction, array instruction]. Команда, среди операндов которой есть массивы (векторы). См. векторный процессор

ВЕКТОРНЫЙ ПРОЦЕССОР [vector processor]. Процессор, в набор команд которого входят векторные команды. Их операндами являются массивы (векторы). Б. п. может обработать одной командой сразу множество значений, например, произвести поэлементное сложение двух массивов и присвоить полученные значения элементам третьего массива. Обычному процессору для этого пришлось бы многократно исполнить операцию сложения элементов двух массивов. Каждый операнд векторной команды хранится в особом векторном регистре большой емкости. Например, векторный регистр в 117 компьютера CRAY Y-MP C90 позволяет хранить операнд длиной 128 64- разрядных слов.

ВЕКТОРНЫЙ РЕГИСТР [vector register, V-register]. См. векторный процессор

ВЕКТОР ПРЕРЫВАНИЙ [interrupt vector]. Вектор системных данных, используемый операционной системой для обработки прерываний. При работе со множеством разнотипных устройств, каждое из которых способно формировать сигналы прерывания, необходимо обрабатывать эти прерывания, причем для каждого типа устройства требуется своя уникальная программа обработки прерываний. Б. п. обычно содержит адреса таких программ и, возможно, слова состояния процессора, используемые для организации соответствующего прерывания. См. прерывание, обработка прерываний

ВЕКТОРНАЯ ГРАФИКА [vector graphics]. Метод создания изображений в виде совокупности линий. Каждая линия рисунка представляется отрезками прямых (векторами) и сопрягающимися с ними отрезками стандартных геометрических кривых. Для определения формы и расположения отрезка используются математические описания. Б. г. применяется в программах рисования, которые работают с рисунком как с совокупностью форм, а не как с группой точек. Рисунки, выполненные методами Б. г., более компактны при хранении, допускают точное масштабирование и не зависят от разрешающей способности графических устройств. Ср. растровая графика

ВЕКТОРНЫЙ ШРИФТ [vector font]. Шрифт, в котором для получения изображения символа используются математические формулы, а не зафиксированные растровые рисунки. Символы воспроизводятся в порядке следования сегментов линий и могут масштабироваться в соответствии с нужным размером. Если устройство отображения не поддерживает воспроизведение Б. ш., то предварительно производится растрирование. Ср. растровый шрифт. См. шрифты TrueType

ВЕРИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ [credentials]. Имя и пароль пользователя, глобально-уникальный идентификатор, или сертификат клиента, на основании которых проверяется подлинность пользователя. См. аутентификация

ВЕРИФИКАЦИЯ ПРОГРАММЫ [program verification]. Доказательство правильности программы, т. е. соответствия программы ее спецификациям. Б. п. может осуществляться любым методом, который убеждает в том, что программа будет выполнять именно то, что от нее ожидается. Часто вывод о правильности программы делают на основе анализа результатов ее прогонов (тестирования программы). Такой подход, как правило, не охватывает всех возможных вариантов эксплуатации программы и не может служить доказательством ее правильности. Важнейшим является метод математического доказательства общей правильности программы как объекта, на который распространяются аксиомы и правила формальной логики. Для такого доказательства требуется тщательный учет структуры программы и семантики 118 В языка программирования. Трудности, возникающие на этом пути, частично устраняются компьютерными системами автоматической Б. п., которые способны, анализируя текст программы, формулировать условия верификации в форме теорем и либо доказывать, что эти условия выполнены, либо предоставлять их пользователю для неавтоматического доказательства. Ср. испытание программы

ВЕРНЫЕ ЗНАЧАЩИЕ ЦИФРЫ [right significant digits]. N первых значащих цифр приближенного числа называются Б. з. ц., если абсолютная погрешность этого числа не превышает половины единицы разряда, выраженного Ν-значащей цифрой, считая слева направо. Например, для точного числа 78.96 число 79.00 является приближением с тремя Б. з. ц., т. к. 79.00 — 78.96 = 0.04 < 0.1/2 , где 0.1— единица разряда третьей значащей цифры данного числа. Приведенный пример показывает, что в приближенном числе, имеющем N Б. з. ц., не все N первых цифр должны совпадать с соответствующими цифрами точного числа. Однако во многих случаях Б. з. ц. приближенного числа и соответствующие цифры точного числа одинаковы. При приближенном задании числа следует указывать только Б. з. ц.

ВЕРСИЯ [version]. 1. Вариант программного продукта или языка программирования. Например, Word 7.0 для Windows 95 — седьмая версия текстового редактора Microsoft Word для Windows 95. Обычно используют номера версий, состоящие из двух частей. Первая часть, называемая старшим номером версии, изменяется в том случае, когда в возможности программы вносятся принципиальные изменения. Вторая часть, называемая младшим номером версии, указывает на наличие непринципиальных изменений, скажем, исправление замеченных ошибок, уточнения и т. д. Например, UML 1.3 — версия языка UML, в которой сделаны небольшие добавления и изменена форма описания, но сам язык по существу не изменился. Другой распространенный способ именования версий основан на указании года выпуска. Например, Algol-60 — версия языка Algol, принятая в 1960 г. 2. Файл, являющийся модификацией другого файла

ВЕРСТКА СТРАНИЦ [page makeup]. Полиграфический термин, означающий размещение текстового и графического материала на печатной странице в соответствии с определенными правилами. Правила зависят от типа издания, от национальных традиций и др. Например, в отечественной научной литературе принято выравнивать текст по ширине, а в англоязычной — по левому краю. Б настоящее время В. с. выполняется, как правило, с помощью компьютера, поскольку специализированные настольные редакцион- но-издательские системы и текстовые процессоры имеют все необходимые средства и позволяют добиться более высокого качества Б. с. При В. с. используются такие средства, как масштабирование иллюстраций, изменение межстрочных интервалов, отступы, выравнивание и др. в 119

ВЕРТИКАЛЬНОЕ МЕНЮ [vertical menu]. Меню с вертикальным расположением пунктов меню (один под другим). На экране дисплея такое меню перекрывает выведенную ранее информацию (см. рис. М.5). Противоп. горизонтальное меню

ВЕРХНИЙ КОЛОНТИТУЛ [header, running head]. Колонтитул, расположенный в верхней части страницы, выше основного текста

ВЕРХНИЙ РЕГИСТР [uppercase]. Клавиатура компьютера (так же, как и любой пишущей машинки) имеет два регистра — верхний и нижний. Б. р. служит для ввода прописных букв и других символов, указанных в верхней части клавиш. Нижний регистр предназначен для ввода строчных букв и других символов, указанных в нижней части клавиш. Б исходном состоянии ввод производится в режиме нижнего регистра. Переход с нижнего регистра на верхний осуществляется нажатием клавиши <Shift>. При этом режим ввода в Б. р. действует, только пока клавиша <Shift> удерживается нажатой. Клавиша <Caps Lock> служит для фиксации или отмены режима Б. р. Действие нажатой клавиши <Caps Lock> распространяется только на буквенные клавиши. Противоп. нижний регистр

ВЕРХНЯЯ ПАМЯТЬ [upper memory blocks, UMB]. Область старших адресов оперативной памяти персональных компьютеров при работе под управлением операционной системы MS-DOS. Б других ситуациях в настоящее время этот термин не используется. См. оперативная память персональных IBM- совместимых компьютеров

ВЕТВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ [branching]. Предусмотренная в программе возможность выполнения тех или иных действий в зависимости от результатов проверки некоторого условия. На блок-схеме программы Б. п. изображается при помощи символа "Решение" (см. элементы блок-схем). Например, на рис. Б.1 приведена блок-схема программы, определяющей координаты точки пересечения двух прямых на плоскости XOY, заданных уравнениями у = ах + b и у = сх + d. Если прямые окажутся параллельными (при условии, что а = с), то программа сообщит об этом. Б языках программирования высокого уровня Б. п. программируется оператором условного перехода, который в машинном языке реализуется командами условной передачи управления

ВЕТВЬ АЛГОРИТМА [algorithm branch]. Одна из альтернативных последовательностей действий алгоритма, выбор которой зависит от некоторых условий. На блок-схеме — один из альтернативных путей, исходящих из точки ветвления. Б программе Б. а. соответствует ветвь программы. См. ветвление программы

ВЕТВЬ ПРОГРАММЫ [program branch]. 1. Участок программы, которому может быть передано управление при ветвлении программы. 2. Участок программы, который может выполняться параллельно с другими участками.

ВЕЩЕСТВЕННАЯ КОНСТАНТА, действительная константа [real constant]. Константа, представленная в программе в виде числа вещественного типа. См. константа

ВЕЩЕСТВЕННАЯ ПЕРЕМЕННАЯ, действительная переменная [real variable]. Переменная, значением которой могут быть только числа вещественного типа. Б. п. вводятся в программу с помощью описания переменной, в котором указываются идентификатор (имя) переменной и ключевое слово, опреде- в 121 ляющее вещественный тип, значения которого она может принимать. Б качестве ключевых слов в описаниях Б. п. применяются: real — в Фортране и Паскале и float либо double — в Си. См. описание переменной

ВЕЩЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО, действительное число [real number]. Число, которое может быть представлено конечным или бесконечным количеством цифр в системе счисления с фиксированным основанием. Б. ч. может быть целым, дробным, положительным, отрицательным или нулем. Б программировании используются числа с конечным количеством цифр, поэтому термин "Б. ч." применяется к числам вещественного типа, чтобы отличить их от чисел целого типа

ВЕЩЕСТВЕННЫЙ ТИП, действительный тип, тип Real [real type]. Тип данных, представляемых в виде чисел с фиксированной или плавающей точкой. Б. т. составляют множество вещественных чисел, определяемое диапазоном изменения чисел данной вычислительной системы, и множество выполняемых над ними арифметических операций и операций сравнения. Б качестве ключевых слов при описании переменных и других объектов программы, относящихся к Б. т., применяются: real — в Фортране и Паскале и float либо double — в Си. Так как количество разрядов, отведенных для хранения каждого числа в памяти и арифметическом устройстве компьютера, ограничено, то операции с данными Б. т. в большинстве случаев выполняются приближенно. Их точность зависит в основном от способа представления вещественных чисел в компьютере (принятой системы счисления, количества разрядов, отведенных для мантиссы и порядка), т. е. от того, с каким компьютером вы работаете. Поэтому в большинстве языков программирования имеется несколько встроенных Б. т., которые различаются диапазоном изменения и точностью. Например, в языке Turbo Pascal предусмотрены три Б. т.: real, double, extended. Ср. целый тип. См. число вещественного типа, представление чисел с плавающей точкой, диапазон изменения чисел

ВЗАИМНАЯ БЛОКИРОВКА [deadlock]. To же, что тупиковая ситуация

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ [interaction]. Б унифицированном языке моделирования UML определение того, как объекты обмениваются сообщениями для достижения определенной цели. Взаимодействие описывается на диаграммах кооперации и диаграммах последовательности ВЗУ [backing storage, external storage]. To же, что внешнее запоминающее устройство

ВИДЕОАДАПТЕР [video adapter]. To же, что адаптер дисплея ВИДЕОДАННЫЕ, видеоинформация [video data, video information]. Информация о зрительных образах, представленная в цифровой форме, предназначенной для хранения, обработки и воспроизведения средствами вычислительной техники. Примерами Б. являются введенные в память компьютера 122 В рисунки, видеоизображения и т. п. Б. можно передавать, хранить и обрабатывать в вычислительной машине с последующим воспроизведением на экране дисплея, принтере или другом отображающем Б. устройстве. Для преобразования цифровых Б. в аналоговый видеосигнал, управляющий изображением на экране дисплея, служит адаптер дисплея. Для длительного хранения Б. применяются магнитные и лазерные диски. См. видеодиск, мультимедиа

ВИДЕОДИСК [videodisk]. Лазерный диск для видеоданных. На Б. хранятся цифровые коды изображений, предназначенных для воспроизведения на экране дисплея, принтере или другом воспроизводящем видеозапись устройстве. Изображения могут быть статическими и динамическими, плоскими и объемными, монохромными и цветными. Они также могут иметь звуковое сопровождение. Четкость и красочность изображений, получаемых с Б. на экране дисплея, превосходят качество изображений, получаемых типографскими методами. Для Б. разработаны специальные форматы записи, например, формат VideoCD, используемый для хранения движущихся изображений

ВИДЕОИНФОРМАЦИЯ [video information]. 1. Зрительные образы, изображения. 2. То же, что видеоданные

ВИДЕОКАРТА [videocard]. To же, что адаптер дисплея, видеплата, видеоадаптер. См. мультимедиа

ВИДЕОКОДЕК [videocodec]. Кодек для преобразования и передачи видеоданных в реальном времени

ВИДЕОПАМЯТЬ [video memory, video RAM, video storage]. Память, предназначенная для записи, хранения и считывания данных, определяющих изображение на экране дисплея. Эти данные отображаются на экране видеоадаптером. Как часть оперативной памяти Б. является доступной центральному процессору, и программы могут непосредственно вводить в нее данные, изменяя изображение на экране. Организация Б. зависит от режима работы видеоадаптера. Существуют два класса режимов: текстовые и графические. При текстовом режиме на экране могут отображаться только текстовые и псевдографические символы. Поэтому экран делится на определенное число символьных позиций (знакомест), каждому из которых в Б. отводится определенное количество (обычно два) байт. Как правило, первый из них содержит код отображаемого символа, а последующие — атрибуты символов, определяющие шрифт, цвет и интенсивность символа, цвет и яркость фона, мигание и т. п. Благодаря такому режиму хранения информации достигается значительная экономия памяти. Распределение Б. в графических режимах работы видеоадаптера иное. Здесь экран представляет собой растр — множество точек (пикселов), упорядоченных в строки и столбцы, а изображение формируется путем придания цвета и яркости каждой точке растра независимо. Поэтому каждому пикселу экрана соответствуют несколько бит Б., которые содержат данные о его цвете и яркости. И хотя у видеоадаптеров в 123 может быть несколько текстовых и несколько графических режимов, отличающихся деталями их реализации, существует прямая зависимость между качеством отображения и требуемым для этого информационным объемом В. Например, для вывода на экран 1024 точек по горизонтали, 768 — по вертикали и 65536 возможных цветов каждой точки необходимы 2 Мбайт Б. Для работы с большим разрешением и большей глубиной цвета нужно, соответственно, иметь больший объем Б. Б большинстве режимов видеоадаптеров Б. разделена на несколько страниц. При этом одна из страниц является активной и отображается на экране. Б программе можно выводить информацию как в активную, так и в неактивные страницы и переключать активные страницы. Таким образом можно заранее подготовить изображения в нескольких страницах Б. (несколько экранов), а затем менять их на экране дисплея ВИДЕОПЛАТА [videocard]. To же, что адаптер дисплея

ВИДЕОСИСТЕМА КОМПЬЮТЕРА [video system]. Совокупность аппаратных и программных средств компьютера, предназначенных для создания, ввода, обработки и воспроизведения видеоинформации. Основными неотъемлемыми частями Б. к. являются видеоадаптер, видеопамять и монитор. От их возможностей напрямую зависят возможности всей Б. к. Качество Б. к. определяется скоростью обработки видеоданных, разрешающей способностью и цветовой палитрой. См. видеоданные, видеоадаптер, видеопамять, графический сопроцессор

ВИДЕОТЕРМИНАЛ [video terminal]. Терминал, состоящий из дисплея и клавиатуры

ВИДИМОСТЬ [scope]. To же, что область видимости

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ [rendering]. Процедура подготовки информации для отображения на графическом устройстве. Например, процедура создания задания на печать. Приложение обращается к интерфейсу графических устройств, который принимает информацию документа, отправленную ему приложением, вызывает драйвер принтера, ассоциированный с печатающим устройством, и строит задание на печать, используя язык принтера этого печатающего устройства

ВИЗУАЛЬНЫЙ ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ [visual programming language]. Язык взаимодействия пользователя с системой программирования, реализуемый диалоговыми средствами графического интерфейса пользователя. Появление Б. я. п. явилось следствием сложности программирования графического интерфейса программ, предназначенных для выполнения в операционных средах типа Windows. Чтобы облегчить этот процесс, в последнее время разрабатываются системы программирования, позволяющие программировать элементы графического интерфейса пользователя с помощью средств этого же интерфейса. Например, программирование диалого- 124 В вого окна ввода данных сводится к рисованию его на экране или к выбору и корректировке предлагаемого прототипа в режиме диалога. При этом применяются указатель мыши, кнопки, меню и другие элементы управления. На Б. я. п. можно разрабатывать как оболочки к уже существующим программам, так и новые программные продукты. Для этого в Б. я. п. разработан удобный механизм написания и подключения процедур на базовом языке программирования высокого уровня (Бейсик, Паскаль, Си). При написании текстов процедур в Б. я. п. может использоваться цвет, например, выделение цветом различных синтаксических конструкций (комментарии выделяются одним цветом, а управляющие операторы — другим). Одним из первых Б. я. п. является язык интегрированной инструментальной оболочки Visual Basic, позволяющий даже начинающим программистам разрабатывать программные изделия малой и средней степени сложности, ориентированные на работу в среде Windows

ВИНЧЕСТЕР [Winchester]. To же, что жесткий диск.

ВИНЧЕСТЕРСКИЙ ДИСК, винчестер, жесткий диск [Winchester disk, hard disk]. Постоянно закрепленный в дисководе жесткий магнитный диск или пакет дисков, заключенный вместе с головками записи/чтения в герметически закрытый корпус, заполненный очищенным от пыли обычным воздухом под атмосферным давлением. При вращении диска над ним создается "воздушная подушка", обеспечивающая зависание головок над поверхностью диска на высоте порядка нескольких микрон. Такая конструкция позволила существенно уменьшить величину и массу головок, толщину магнитного покрытия диска и при этом значительно увеличить плотность записи, а следовательно, и емкость дисков. Конструкция разработана в 1973 г. в филиале фирмы IBM в городе Винчестер в Великобритании. В. д. широко применяется в персональных компьютерах для записи, долговременного хранения и быстрого чтения больших объемов информации. Емкость В. д. персональных компьютеров может достигать нескольких десятков гигабайт при времени записи/ считывания одного бита, измеряемом в долях наносекунд

ВИРТУАЛЬНАЯ МАШИНА [virtual machine]. Вычислительная система заданной конфигурации, моделируемая для пользователя программными и аппаратными средствами конкретной реально существующей ЭВМ. Обычный программист редко имеет дело с машинными командами, которыми управляются конкретные электронные и механические устройства, составляющие реальную ЭВМ. Также он не работает с данными на уровне ячеек памяти и регистров. Между программистом и реальной машиной существует слой программного обеспечения, преобразующий для программиста аппаратную машину в виртуальную, которая обладает нужными ему ресурсами, алгоритмами, структурами данных и управляется более удобным, нежели машинные команды, способом. Конфигурация В. м. может существенно отличаться от реальной. Так, ее оперативная память может быть значительно больше (см. в 125 виртуальная память), а работа отсутствующих в реальной ЭВМ устройств может выполняться за счет совместных действий других устройств или моделироваться программами (см. эмуляция). В результате пользователь воспринимает Б. м. как компьютер, имеющий архитектуру, отличную от реально существующей. Например, пользователь Паскаля работает с Б. м. Паскаля, которую определяют структуры данных и алгоритмы, написанные на этом языке. При этом серьезному пользователю необходимо глубокое понимание Б. м. Паскаля и того, как она моделируется на реальном компьютере, но существенно меньший интерес представляют сведения о работе компилятора при переводе программы, написанной на Паскале, в программу на машинном языке. Кроме того, наличие многозадачной операционной системы позволяет выделять каждой из одновременно выполняемых на компьютере задач свою Б. м., обеспечивая распределение ресурсов и определенный уровень защиты данных

ВИРТУАЛЬНАЯ МАШИНА JAVA [Java virtual machine (JVM)]. Описание виртуальной машины, определяющей семантику языка программирования Java. Разработана корпорацией Sun Microsystems и включает в себя: 1) описание формата файла, который должен создавать транслятор языка Java; 2) описание способа интерпретации исполняемой части этого файла (так называемый байт-код); 3) описание процедур проверки байт-кода на соблюдение требований безопасности, которые должны проводиться до начала интерпретации байт-кода. Существует множество реализаций JVM, разработанных как корпорацией Sun Microsystems, так и другими фирмами практически для всех программных и аппаратных платформ

ВИРТУАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ [virtual storage, virtual memory]. 1. Механизм управления памятью вычислительной системы, позволяющий программе использовать память, размер которой больше реальной оперативной памяти, имеющейся у компьютера. Понятие "Б. п." включает в себя как управляющие памятью аппаратные и программные средства, так и способ управления памятью, который состоит в следующем. Выполняемой задаче отводится физическая память, состоящая частично из оперативной памяти и частично из более медленных и более дешевых внешних запоминающих устройств. Эта память разбивается на страницы фиксированной длины или сегменты переменной длины, параметры которых записываются в специальные таблицы страниц или сегментов. С помощью этих таблиц устанавливается соответствие между виртуальными адресами, указанными в программе, и физическими адресами запоминающих устройств. Процессор работает с командами и данными, находящимися в оперативной памяти, до тех пор, пока не произойдет обращение к команде или операнду, содержащимся в странице или сегменте внешней памяти. Б этом случае выполнение программы прерывается и происходит переписывание нужной страницы или сегмента из внешней памяти в оперативную. Если в оперативной памяти не оказалось свободного места, то оно предварительно высвобождается, для чего содержимое одной из 126 В страниц или сегмента оперативной памяти сохраняется на внешнем устройстве. После такого обмена страницами или сегментами соответственно корректируются таблицы страниц или сегментов и выполнение программы продолжается. См. свопинг, подкачка, страничный обмен. 2. Память виртуальной машины

ВИРТУАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ [virtual function]. Функция абстрактного класса, для которой не указан метод реализации в рамках описания данного класса. Реализация Б. ф. должна быть указана в одном из классов, которые наследуют данному классу

ВИРТУАЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ, логическое соединение [virtual connection]. Воображаемое соединение между двумя конечными точками в процессе передачи данных по компьютерной сети. При этом фактический маршрут следования данных выбирается по мере их передвижения. См. сеть с коммутацией пакетов, дейтаграмма

ВИРТУАЛЬНЫЙ [virtual]. Реально не существующий или воспринимаемый иначе, чем реализован. Например, понятие "виртуальная реальность" означает мир, созданный компьютерными средствами. Он реально не существует, однако компьютер может воздействовать на зрительные, слуховые и другие органы чувств человека, вызывая у него иллюзию погружения в этот мир. Кроме того, человек может влиять на события, происходящие в этом мире, что усиливает ощущение реальности. Простым примером погружения в виртуальную реальность является компьютерная игра

ВИРТУАЛЬНЫЙ АДРЕС [virtual address]. 1. Адрес в виртуальной машине. 2. То же, что логический адрес

ВИРТУАЛЬНЫЙ ДИСК [virtual disk]. To же, что электронный диск

ВИРУС [virus]. To же, что компьютерный вирус

ВИСЯЧАЯ СТРОКА [orphan, widow]. Нарушение правила верстки страниц, согласно которому при переносе абзаца с одной страницы на другую на странице должно присутствовать не менее определенного числа строк данного абзаца (обычно не менее двух строк). Таким образом, возможны два случая Б. с: при переносе абзаца на первой странице остается только одна строка ("сирота" — orphan) или на следующую страницу переносится только одна строка ("вдова" — widow). Современные текстовые процессоры, например MS Word, позволяют автоматически отследить выполнение этого правила и не допустить появления Б. с.

ВКЛЮЧЕНИЕ ФАЙЛА [file inclusion]. Осуществляемое препроцессором включение содержимого указанного файла в заданное место исходного текста программы. Таким образом в программу вносится необходимая информация, содержащаяся в других файлах. Так, в языке Си для программирования Б. ф. предназначена директива #inciude. Когда препроцессор "распознает" эту ди- в 127 рективу, он ищет следующее за ней в угловых скобках или двойных кавычках имя файла и включает его содержимое в текущий файл перед его компиляцией. Например, чтобы иметь возможность пользоваться в программе функциями ввода и вывода символов (getchar () и putchar ()), макроопределения которых обычно содержатся в библиотечном файле языка Си с именем stdio.li, достаточно в начале программы указать: #inciude <stdio.h>

ВКЛЮЧИТЬ [switch on]. Инициировать функционирование устройства. Например, при включении принтер становится доступным в используемой конфигурации компьютера. Противоп. выключить

ВЛОЖЕНИЕ [attachment]. To же, что вложенный файл

ВЛОЖЕННОЕ МЕНЮ [submenu]. To же, что подменю

ВЛОЖЕННЫЙ АВТОМАТ [submachine]. Конечный автомат, который может быть вызван как часть другого конечного автомата

ВЛОЖЕННЫЙ БЛОК, подблок [internal block, nested block]. Блок программы, определенный внутри другого блока. Любой блок можно охарактеризовать некоторым уровнем вложения. Блок А (уровень 0) Описана и доступна переменная X Блок В (уровень 1) Описана переменная Υ Доступны переменные Χ, Υ Блок С (уровень 2) Описана переменная Ζ Доступны переменные Χ. Υ. Ζ Блок D (уровень 1) Описана переменная W Доступны переменные X, W Рис. В.2. Структура вложенных блоков 128 В Если саму программу, т. е. самый внешний блок отнести к уровню 0, то следующий уровень ее Б. б. будет равен 1. Б общем случае блок, описанный в блоке с уровнем к, будет иметь уровень вложения (к + 1). Структура Б. б. показана на рис. Б.2

ВЛОЖЕННЫЙ ФАЙЛ, прикрепленный файл, вложение [attached file, attachment]. Файл, посылаемый по электронной почте вместе с сообщением. См. многоцелевые расширения почты Интернета

ВЛОЖЕННЫЙ ЦИКЛ [internal cycle, nested loop]. Цикл, находящийся в теле другого цикла. Например, один и тот же алгоритм, содержащий Б. ц. на языках Паскаль, Си и Фортран, соответственно, имеет вид: Си for (i = 1; i <= 20; i++) for (k = i + 1; k <= 20; k++) ( w = χ [ i, k ] ; x[i,k] = x[k,i] ; χ [k, i] = w; Фортран DO 10 I = 1, 20 К = I + 1 DO 10 J = K, 20 W = X(I,J) X(I,J) = X(J,I) 10 X(J,I) = W Паскаль for i:= 1 to 20 do for k:= i +1 to 20 do begin w: = χ [ i, k ] ; x[i,k] := x[k,i] ; χ[k,i] : = w end; См. операторы цикла языка Паскаль, операторы цикла языка Си, оператор цикла языка Фортран

ВНЕДРЕННЫЙ ОБЪЕКТ [embedded object]. Объект, созданный средствами одного приложения (приложение-источник) и помещенный в документ другого приложения (документ-контейнер). Например, диаграмма Microsoft Excel, вставленная в документ Microsoft Word. При этом в документе- контейнере не хранится ссылка на документ-источник и Б. о. не обновляется автоматически при его изменении в источнике. Ср. связанный объект. Для создания Б. о. необходимо, чтобы оба приложения поддерживали связывание и внедрение объектов (OLE). Двойной щелчок по Б. о. позволяет активизировать создавшее его приложение и приступить к редактированию объекта.

ВНЕШНЕЕ ЗАПОМИНАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО (ВЗУ) [backing storage, external storage]. Запоминающее устройство, не относящееся к оперативной памяти. Набор БЗУ реализует внешнюю память вычислительной системы, доступ к данным которой осуществляется средствами ввода/вывода. Внешняя память предназначена для длительного хранения информации, поэтому носители данных, применяемые в БЗУ, не являются энергозависимыми — при выключении компьютера данные на них сохраняются. Существуют БЗУ на магнитных дисках, магнитных лентах и т. п. Б персональных компьютерах типичными БЗУ являются винчестерский диск, накопители на гибких магнитных дисках, лазерные диски, диски Бернулли и т. д.

ВНЕШНЕЕ ПРЕРЫВАНИЕ [external interrupt]. Прерывание, инициируемое внешним устройством. Например, прерывание, вызванное таймером, указывающим, что истек квант времени центрального процессора, выделенный для выполнения данной программы, или прерывание, вызванное нажатием пользователем персонального компьютере,г клавиш <Ctrl> и <Break>

ВНЕШНЕЕ УСТРОЙСТВО [external device]. Устройство компьютера, не относящееся к центральному процессору и оперативной памяти, или периферийное устройство вычислительной системы. В. у. обычно являются устройства ввода/вывода: терминалы, дисководы, стримеры, принтеры, плоттеры, сканеры, дигитайзеры и т. п. Часто одним и тем же Б. у. могут пользоваться несколько компьютеров

ВНЕШНИЙ КЛЮЧ [foreign key]. To же, что вторичный ключ

ВНЕШНЯЯ КОМАНДА MS-DOS [MS-DOS external command]. Команда операционной системы MS-DOS, не обрабатываемая непосредственно командным процессором. Б. к. MS-DOS выполняет действия обслуживающего характера (например, форматирование или копирование дискет) и реализуется программой — исполняемым файлом, имя которого и является Б. к. MS-DOS. Эта программа устанавливается с дистрибутива и поэтому входит в состав операционной системы MS-DOS. Б остальном программа ничем не отличается от других программ, с которыми работают пользователи. Так же, как и другие программы, Б. к. MS-DOS запускаются командным процессором conimand.com по команде пользователя, в которой имя команды совпадает с именем исполняемого файла. Такой механизм выполнения позволяет постоянно пополнять систему Б. к. MS-DOS. Б других ситуациях в настоящее время этот термин не используется. Противоп. внутренняя команда MS-DOS

ВНЕШНЯЯ ПАМЯТЬ [backing storage, external memory]. Память, к содержимому которой можно обратиться только при помощи операций ввода/вывода. Б. п. реализуется набором внешних запоминающих устройств вычислительной системы. К данным, хранящимся во Б. п., центральный процессор непосредственно обращаться не может. Для этого они должны быть предварительно считаны в оперативную память

ВНЕШНЯЯ ССЫЛКА, межмодульная ссылка [external reference, inter modular reference]. 1. To же, что межмодульная ссылка. Ссылка в одном программном модуле на объект, определенный в другом программном модуле, т. е. использование в одном модуле имени или метки, которые определены в другом модуле и значения которых определяются в процессе компоновки 2. Ссылка на одном документе или веб-странице, указывающая на ресурс на другом документе или веб-странице. Ср. внутренняя ссылка

ВНУТРЕННЕЕ ПРЕРЫВАНИЕ [internal interrupt]. Прерывание, инициируемое центральным процессором. Например, прерывание, вызванное делением на ноль.

ВНУТРЕННИЙ ПЕРЕХОД [internal transition]. Переход в конечном автомате, у которого есть действие, но который не ведет при этом к изменению состояния

ВНУТРЕННИЙ ЯЗЫК [internal language]. Язык программирования, на который в ходе трансляции переводится исходная программа. Например, машинный язык или промежуточный язык.

ВНУТРЕННЯЯ КОМАНДА MS-DOS [MS-DOS internal command]. Команда операционной системы MS-DOS, выполняемая непосредственно командным процессором MS-DOS (программой command.com). Программы выполнения Б. к. MS-DOS являются составной частью командного процессора. По мысли авторов MS-DOS Б. к. MS-DOS — наиболее часто используемые команды, программы выполнения которых должны постоянно находиться в оперативной памяти или быть быстро вызванными в нее. Б других ситуациях в настоящее время этот термин не используется. Противоп. внешняя команда MS-DOS

ВНУТРЕННЯЯ ПАМЯТЬ [internal memory]. To же, что основная память

ВНУТРЕННЯЯ ССЫЛКА [inline link]. Ссылка, указывающая на объект в том же программном модуле, документе или на той же веб-странице. Ср. внешняя ссылка, межмодульная ссылка

ВОДОПАДНЫЙ ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ [waterfall software development process]. Процесс разработки программного обеспечения, состоящий из следующих фаз: анализ требований, проектирование, реализация, тестирование. Бее фазы выполняются последовательно, возможно лишь небольшое наложение фаз. Б. п. р. п. о. плохо подходит для случая, когда требования к программному продукту меняются в процессе разработки. Ср. инкрементный процесс разработки программного обеспечения

ВОЗВРАТ [return]. Передача управления из вызываемой программы или подпрограммы в вызывающую программу. См. вызов подпрограммы

ВОЗВРАТ В ИСХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ [reset]. Приведение системы в исходное состояние. Выполняется, как правило, при возникновении сбоев, ошибок и тому подобных случаях. Так, нажатие кнопки Reset на системном блоке персонального компьютера приводит к перезагрузке операционной системы. См. загрузка операционной системы

ВОЗВРАТНЫЙ ВЫЗОВ, обратный вызов [callback]. Схема установления связи между абонентами сети, при которой модем вызываемого абонента вместо ответа на поступивший вызов требует, чтобы вызывающий абонент ввел тональный код и дал отбой. Далее модем проверяет код вызывающего абонента по имеющемуся набору телефонных номеров. Если полученный код соответствует какому-либо зарегистрированному номеру, модем набирает этот номер и открывает соединение с вызывающим абонентом. Модемы, способные выполнить В. в. используются, когда требуется защитить данные от несанкционированного доступа. Ср. функция обратного вызова

ВОКОДЕР [vocoder]. Аппаратное или программное средство, реализующее алгоритм сжатия аудиоданных, содержащих преимущественно человеческую речь, для передачи по линиям связи

ВОПЛОЩЕНИЕ [reification]. Применительно к объектно-ориентированному программированию способ считать объектом некоторую сущность, которая обычно не рассматривается как объект. Примером может служить динамическое поведение. Большинство представляет себе операцию как объект, но что же тогда сказать о выполнении операции? Как правило, люди представляют это в виде процесса, но стоит дать имя Б. этого процесса — оно называется активацией — и можно задавать ему свойства, изображать его отношения с другими объектами, манипулировать им. Б. помогает трансформировать динамические процессы в структуры данных, которыми можно управлять. Оно представляет собой одну из наиболее мощных концепций в моделировании и программировании

ВОССТАНОВЛЕНИЕ, регенерация [recovery, regeneration]. Процесс возврата к нормальной работе после машинного сбоя, программной ошибки или конфликтной ситуации. Например, процесс Б. данных, разрушенных в результате программной ошибки, путем считывания с носителя, содержащего резервную копию данных. Существуют специальные программы Б., помогающие производить поиск и восстановление поврежденной информации. См. возврат в исходное состояние, восстановление файла. Ср. перезапись

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ФАЙЛА [file recovery]. Процесс восстановления в корневом каталоге магнитного диска информации об удаленном файле. Например, в операционной системе MS-DOS для этого есть команда undelete. Б операционной системе Windows Б. ф. выполняется с помощью Корзины. См. удаление файла

ВОСХОДЯЩЕЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ [bottom up programming]. Способ разработки программ, при котором программирование ведется методом "снизу-вверх", от деталей к общему. Сначала разрабатываются и тестируются функции (подпрограммы) нижнего уровня. Затем на их основе программируются функции более высокого уровня и т. д. При этом структура и функциональное назначение функций более высоких уровней вытекают из функций нижних уровней. Противоп. нисходящее программирование

ВОСЬМЕРИЧНАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ [octal number system]. Позиционная система счисления с основанием системы q = 8. Б качестве восьмеричных цифр используются символы 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

ВОСЬМЕРИЧНОЕ ЧИСЛО [octal number]. Число, представленное в восьмеричной системе счисления

ВРЕМЕННЫЙ ОБЪЕКТ [transient object]. Объект, который существует только во время выполнения создавшего его процесса

ВРЕМЕННЫЙ ФАЙЛ [temporary file (temp file)]. Файл, создаваемый операционной системой или прикладной программой на время ее работы. Б. ф. создается в оперативной памяти или на диске и по завершении работы программы уничтожается.

ВРЕМЯ ВЫБОРКИ [fetch time]. Интервал времени между началом обработки запроса к запоминающему устройству и получением от него запрошенных данных. Б. в. включает в себя время, которое требуется для поиска элемента данных в памяти, считывания и пересылки. Ср. время доступа

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ [execute time, running time, run time]. 1. Обозначение времени, в течение которого программа непосредственно выполняется, в отличие от времени, когда она загружается или компилируется. Например, сообщение операционной системы "run time error" (ошибка времени выполнения) означает, что ошибка произошла (обнаружена) при выполнении программы. Ср. время компиляции. 2. То же, что время прогона

ВРЕМЯ ДОСТУПА [access time]. Интервал времени между моментом выдачи команды на ввод или вывод данных и моментом начала записи или считывания на запоминающем устройстве. Б. д. характеризует скорость поиска нужного элемента данных и может исчисляться наносекундами при обращении к оперативной памяти или секундами при обращении к магнитной ленте. Ср. время выборки

ВРЕМЯ КОМПИЛЯЦИИ [compilation time, compiling time, compile time]. 1. Обозначение времени, в течение которого исходный модуль программы преобразуется в объектный модуль. Ср. время выполнения. 2. Величина интервала времени, в течение которого исходный модуль программы преобразуется в объектный модуль. Измеряется в секундах, микросекундах и т. п.

ВРЕМЯ ОТВЕТА, время отклика, время реакции [response time]. Интервал времени между вводом запроса в вычислительную систему и получением от нее ответной реакции. Например, время между вводом запроса на поиск некоторых данных и выводом первой строки запрошенных данных. Б. о. является важнейшей характеристикой диалоговой системы. Если Б. о. слишком велико, то система не отвечает своему назначению. Обычно приемлемым считается Б. о., не превышающее нескольких секунд

ВРЕМЯ ОТКЛИКА [response time]. To же, что время ответа в 133

ВРЕМЯ ПОИСКА [seek time]. Бремя, необходимое для перемещения головки записи/чтения дисковода к указанному месту на диске. См. поиск дорожки

ВРЕМЯ ПРОГОНА, время выполнения [running time, execute time]. Величина интервала времени между моментом запуска и моментом завершения программы. Измеряется в секундах, микросекундах и т. п. Ср. время центрального процессора

ВРЕМЯ ПРОСТОЯ [downtime, idle time]. Бремя, в течение которого вычислительная система, процесс или устройство не выполняли своих функций. Это может быть и время, в течение которого компьютер был выключен, и время, затраченное на устранение неисправности, и время работы вхолостую, когда исправный и включенный компьютер не выполнял команды и не передавал данные

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ [response time]. To же, что время ответа

ВРЕМЯ ТАКТА [loop time]. To же, что такт

ВРЕМЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ПРОЦЕССОРА, процессорное время [CPU time]. Ресурс, предоставляемый задаче вычислительной системой. Характеризует трудоемкость задачи. Б однозадачных системах — время, в течение которого центральный процессор обслуживал данную задачу, включая время, в течение которого он находился в состоянии ожидания, например, при обмене данными между оперативной памятью и внешними устройствами. Б многозадачных системах и системах разделения времени — суммарное время, в течение которого центральный процессор выполнял команды данной задачи. Ср. время прогона

ВСЕМИРНАЯ ПАУТИНА [World Wide Web (WWW)]. Гипертекстовая система поиска ресурсов в Интернете и доступа к ним. Б. п. предоставляет набор услуг Интернета, позволяющий просмотреть любые данные, хранящиеся в компьютерах этой сети, через систему связывающих их гиперссылок. Основу аппаратного обеспечения Б. п. образует множество объединенных в Интернете компьютеров, расположенных по всему миру. Информационную основу Б. п. составляет множество хранящихся в памяти этих компьютеров и содержащих гипертекст документов, называемых веб-документами. Б веб- документах пользователь может, указав на выделенное слово или фразу, переходить к документам или получать доступ к файлам, хранящимся в памяти компьютеров в разных точках земного шара. Поэтому пользователь воспринимает Б. п. как Всемирную виртуальную информационную паутину. Поскольку Б. п. использует компьютеры Интернета и стандартные протоколы для передачи файлов и документов, термин "Б. п." часто относят как к Всемирной сети компьютеров, так и собственно к информации. Доступ к веб-документам осуществляется с применением архитектуры "клиент-сервер". Беб-сервер — это программа, запущенная на компьютере, предназначенном для предоставления документов другим машинам. Веб-клиент — программа, 134 В которая дает возможность пользователю запрашивать документы с сервера. Обычно она называется программой просмотра или браузером. Для установления связи с сервером используется его сетевой адрес, который называется универсальным указателем ресурса (URL). Язык и правила, по которым общаются между собой клиенты и серверы В. п., определяются протоколом передачи гипертекста (HyperText Transmission Protocol, HTTP). HTTP позволяет запрашивать, получать и отображать данные гипермедиа, включающие текст, изображения, звук.

ВСПЛЫВАЮЩЕЕ МЕНЮ [pop-up menu]. Меню, появляющееся на экране дисплея в текущем положении курсора и исчезающее после выбора пункта меню. На экране дисплея такое меню перекрывает выведенную ранее информацию. Обычно в виде В. м. реализуются контекстные меню ВСТАВКА [paste]. В приложениях операционной системы Windows— копирование содержимого буфера обмена в документ. При этом содержимое буфера обмена сохраняется и может быть вставлено произвольное количество раз. В зависимости от типа данных, находящихся в буфере обмена, и возможностей приложения, вставка может быть выполнена различными способами. Например, на рис. В.З представлено диалоговое окно Специальная вставка приложения MS Word, показывающее различные способы вставки текста в документ MS Word. См. вырезание, копирование Источник: Adobe Photoshop Image B6.tif Как: (* Вставить: Г :вЗ Рисунок Точечный рисунок Аппаратно-независимый точеч|-ый рисунок J Результат Вставка в документ содержимого буфера обмена с возможностью редактировать его с помощью "Adobe Photoshop Image", JU2S1 Г~ В. виде значка Рис. В.З. Диалоговое окно Специальная вставка приложения Microsoft Word

ВСТРОЕННАЯ ПРОЦЕДУРА, стандартная процедура [build-in procedure, standard procedure]. Процедура, действия которой определены языком программирования. Например, процедуры ввода/вывода языка Паскаль: Read, Readin, write, writein. Реализация В. п. обеспечивается соответствующей в 135 системой программирования, что делает Б. п. одинаково доступной для всех программ на этом языке. Ее применение не требует описания процедуры в программе, т. к. вызов Б. п. автоматически распознается и компилируется транслятором

ВСТРОЕННАЯ СИСТЕМА [embedded system]. Вычислительная система, выполненная на базе встроенного компьютера и ориентированная на специальное применение. Например, система управления транспортным средством или сложной бытовой техникой. Как правило, во Б. с. применяется специализированное программное и аппаратное обеспечение

ВСТРОЕННАЯ ФУНКЦИЯ, стандартная функция [built-in function, standard function]. Функция, определенная версией языка программирования. Реализация такой функции обеспечивается соответствующей системой программирования. Например, математические функции cos, sin, ехр и т. п. Их применение не требует описания функции в программе, поскольку вызов Б. ф. автоматически распознается и компилируется транслятором. Практически в каждом языке программирования определен широкий набор математических Б. ф., Б. ф. обработки строк и других Б. ф. преобразования данных

ВСТРОЕННАЯ ЭВМ [build-in computer]. To же, что встроенный компьютер

ВСТРОЕННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ [in-line image]. Графический элемент, размещаемый в одной строке с текстом. Например, в данном абзаце имеется Б. и. Ц стандартной кнопки Сохранить

ВСТРОЕННЫЕ ПРОГРАММЫ, зашитые программы [firmware]. Программное обеспечение, хранящееся в микросхемах постоянного запоминающего устройства. Пользователь не может их заменить или модифицировать. Б отличие от оперативной памяти постоянная память остается невредимой даже при отсутствии электропитания. Поэтому здесь хранятся жизненно важные компоненты программного обеспечения компьютера. Б. п., в частности, являются программы запуска и команды ввода/вывода низкого уровня. С точки зрения сложности такие программы находятся между уровнем обычного программного обеспечения и уровнем аппаратного обеспечения

ВСТРОЕННЫЙ ИНТЕРФЕЙС НАКОПИТЕЛЕЙ, интерфейс IDE [integrated drive electronics, integrated device electronics (IDE)]. Тип интерфейса для подключения дисководов (дисковых накопителей, накопителей CD-ROM, стримеров и т. д.), у которых контроллер встроен в сам привод, т. е. без отдельной платы адаптера дисковода. Для подключения такого накопителя к компьютеру не требуется разъем шины, что более всего привлекает в этом интерфейсе. Подключение осуществляется через специальный разъем на материнской плате, служащий мини-разъемом, к которому подведены только нужные сигналы

ВСТРОЕННЫЙ КОМПЬЮТЕР, встроенная ЭВМ [built-in computer]. Компьютер, являющийся неотъемлемой конструктивной частью прибора или оборудования. См. встроенная система

ВСТРОЕННЫЙ ТИП, стандартный тип, примитивный тип [build-in type, standard type, primitive type]. Б языках программирования высокого уровня — тип данных, определенный стандартом данного языка. Б большинство существующих языков программирования встроены целый, вещественный, логический и символьный типы ВТОРИЧНОЕ ОКНО [secondary window]. Подчиненное окно, которое появляется поверх основного окна. Например, окно в справочной системе Windows (рис. Б.4). Б. о. может иметь различные положение, цвет и размер ?]*\ Содержание Предметный указатель Поиск Настройка поиска ^S^ ш Поиск позволяет находить конкретные слова и Фразы не по контексту, а непосредственно в тексте справки. Перед этим требуется создать базу данных, содержащую все слова из Файла (или Файлов) справки. Чтобы создать этот список, нажмите кнопку "Далее". (* Минимальный размер базы данных (рекомендуется! f" Максимальные возможности поиска <" Специальные возможности поиска Далее > Отмена Рис. В.4. Вторичное окно ВТОРИЧНЫЙ КЛЮЧ, внешний ключ, неосновной ключ [secondary key, foreign key]. Поле записи, которое содержит первичный ключ другого файла (или таблицы). Например, на рис. В.5 показана схема данных, в которой имеются две таблицы: "Отделы" и "Работники". В таблице "Работники" в поле "Отдел" для каждого работника хранится код отдела, в котором он работает. Здесь поле "Отдел" является В. к. в 137 ^injjij 1 Код_стдела Название_отде; Код_рабст*ка ФИО Отдел Рис. В.5. Схема данных в приложении Microsoft Access

ВХОД В ПОДПРОГРАММУ [subroutine entry]. См. вход в программу

ВХОД В ПРОГРАММУ [program entry]. Оператор или команда, которым передается управление при запуске программы или вызове подпрограммы. См. точка входа

ВХОД В СИСТЕМУ, регистрация [login, logon]. Процедура, обеспечивающая доступ к вычислительной системе зарегистрированных пользователей. Например, работа с системой начинается с сообщения ей имени и пароля. Обычно Б. в с. предваряет начало сеанса работы пользователя за одним из удаленных терминалов или рабочих станций локальной сети. Противоп. выход из системы. См. учетная запись пользователя

ВХОДНЫЕ ДАННЫЕ [input data]. Данные, вводимые в вычислительную систему через устройства ввода для обработки или хранения. Ср. исходные данные

ВЫБОР ОБЪЕКТОВ [marquee]. To же, что выделение области

ВЫБОР ПО УМОЛЧАНИЮ [default option]. Выбор системой стандартных значений параметров или стандартных действий в случаях, когда пользователем не определены другие значения или действия. Например, если в операторе цикла языка Фортран не указан шаг изменения значения параметра цикла, то при трансляции он будет выбран равным единице. См. значение по умолчанию ВЫБОРКА [fetching]. Машинная операция, с помощью которой осуществляется чтение команд или данных из оперативной памяти в регистры устройства управления или арифметико-логического устройства

ВЫБОРКА ДАННЫХ [data retrieval]. Процесс поиска и считывания данных из файла, группы файлов или базы данных

ВЫВОД [output]. To же, что вывод данных

ВЫВОД ДАННЫХ, вывод [data output, output]. Процесс передачи данных из основной памяти ЭВМ на экран дисплея, бумагу или другой подобный носи- 138 В тель, а также на внешние запоминающие устройства. Выведенные из компьютера результаты обработки данных могут быть предназначены для последующего анализа человеком и для этого представляются в удобной для него форме (напечатанными или отображенными на экране дисплея), а могут быть подготовлены для ввода в другую вычислительную систему или для использования в другой программе и тогда записываются в закодированном виде на магнитный диск, магнитную ленту и т. п. Б. д. производится устройствами вывода

ВЫГРУЗКА, откачка [preemption]. Б многозадачных системах — перемещение задачи из оперативной памяти на диск с целью освобождения места для выполнения другой задачи с более высоким приоритетом. При этом состояние вычислительного процесса на момент Б. сохраняется, чтобы его можно было продолжить

ВЫГРУЗКА ПО ЛИНИИ СВЯЗИ [uploading]. Процесс передачи копии файла из локального компьютера в удаленный компьютер. Местный компьютер через свой модем получает разрешение на Б. п. л. с. от удаленного компьютера и начинает передачу данных, а удаленный компьютер сохраняет поступивший файл на диске. Ср. загрузка по линии связи

ВЫДЕЛЕНИЕ [select, marquee]. 1. Б приложениях операционной системы Windows — особая операция графического интерфейса пользователя, с помощью которой отмечаются те данные, к которым в дальнейшем будут применяться другие операции. Например, перед тем как данные могут быть скопированы в буфер обмена, они должны быть выделены. Обычно выделенные данные отображаются особым образом, чтобы было видно, что именно выделено. Например, изображение выделенного текста инвертируется. На рис. Б.6 представлен выделенный фрагмент документа Word и контекстное меню, показывающее различные операции, применимые к выделенному фрагменту. См. вставка, вырезание, копирование 2. То же, что выделение области. См. лассо

ВЫДЕЛЕНИЕ ОБЛАСТИ, выбор объектов, выделение [marquee]. Инструмент машинной графики, предназначенный для выделения на экране прямоугольной или эллиптической областей. После вызова инструмента Б. о. можно с помощью мыши растянуть в нужном месте штриховой прямоугольник (или эллипс) так, чтобы заключить в него выделяемую область. На рис. Б.7 для графического редактора Adobe Photoshop показана кнопка вызова инструмента Б. о. и диалоговое окно, позволяющее установить форму, тип, пропорции и размеры выделенной области. См. лассо

ВЫДЕЛЕННАЯ ЛИНИЯ СВЯЗИ [dedicated line]. Линия связи, обслуживающая отдельного пользователя или зарезервированная для конкретного применения и не доступная другим абонентам сети

ВЫЗОВ ПОДПРОГРАММЫ, обращение к подпрограмме [call, subroutine call]. 1. Последовательность машинных команд вызывающей программы, которые обеспечивают начало выполнения подпрограммы: передачу подпрограмме исходных данных, подготовку возврата в вызывающую программу и передачу управления на вход в подпрограмму, т. е. ее первой выполняемой команде. Б языках программирования высокого уровня то же, что оператор вызова подпрограммы, оператор процедуры или вызов функции. 2. Передача подпрограмме исходных данных, подготовка возврата в вызывающую программу, передача управления на вход в подпрограмму, выполнение действий, запрограммированных в подпрограмме, и возврат в нужную точку программы. Б языках программирования высокого уровня — выполнение оператора вызова подпрограммы: передача подпрограмме фактических параметров, передача управления на вход в подпрограмму, выполнение операторов подпрограммы и возврат управления вызывающей программе. См. вызов процедуры, вызов функции, точка входа, точка возврата

ВЫЗОВ ПРОЦЕДУРЫ, обращение к процедуре [procedure statement, procedure call]. 1. To же, что оператор процедуры. 2. Выполнение оператора процедуры: передача процедуре фактических параметров, передача управления первому выполняемому оператору тела процедуры, выполнение операторов и возврат управления вызывающей программе. См. вызов подпрограммы

ВЫЗОВ ФУНКЦИИ, обращение к функции [function call]. 1. Операнд выражения или оператор, предписывающий выполнение алгоритма функции. Состоит из имени, обозначающего функцию, и списка ее фактических параметров, определяющих конкретные данные, над которыми и выполняются запрограммированные функцией действия. Например, в арифметическом выражении, стоящем в правой части оператора присваивания у.= x+sin (2*х), имеется Б. ф. sin (2*х). Здесь sin — имя функции, 2*х — фактический параметр. Результатом выполнения функции является присвоенное имени функции значение, которое затем будет прибавлено к значению переменной х. Б некоторых языках программирования допускается отсутствие списка фактических параметров. Правила записи Б. ф. определяются синтаксисом конкретного языка программирования. Наиболее употребляемый вид вызова функции : Name (xl, х2, ..., хп) или Name, где Name — ИМЯ вызываемой функции или идентификатор дополнительной точки входа в функцию; xl, χ2, ..., хп — фактические параметры, передаваемые процедуре. Они должны быть согласованы по количеству, порядку следования, классу и типу с соответствующими формальными параметрами, определенными в описании функции. Б некоторых языках программирования (например, в Си) отсутствует понятие процедуры, поэтому Б. ф. может употребляться в виде отдельного оператора вызывающей программы, аналогичного оператору процедуры. 2. Действия, связанные с выполнением функции: передача функции фактических параметров, передача управления первому выполняемому оператору тела функции, выполнение действий, указанных операторами тела функции, в 141 возврат в вызывающую программу значения функции и возврат управления вызывающей программе. См. вызов подпрограммы

ВЫЗЫВАЕМАЯ ПОДПРОГРАММА [called subroutine]. Подпрограмма, которой передано управление вызывающей программой

ВЫЗЫВАЮЩАЯ ПРОГРАММА [calling program]. Программа, передающая управление другой программе или выполняющая вызов подпрограммы

ВЫКЛЮЧИТЬ [switch off]. Прекратить функционирование устройства. Например, при выключении устройство становится недоступным в используемой конфигурации компьютера. Это позволяет освободить занятые устройством ресурсы. Противоп. включить

ВЫКЛЮЧКА [justify, alignment]. To же, что выравнивание

ВЫНОСКА [callout]. Дополнительный текст на изображении, служащий для указания элементов изображения. Используются различные способы оформления выносок: линия с текстом, фигура с указательной стрелкой и др.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ, исполнение программы [program run, computer run, run]. Работа компьютера по заданной программе. См. прогон программы

ВЫПОЛНЯЕМЫЙ ОПЕРАТОР [imperative statement]. To же, что исполняемый оператор

ВЫРАВНИВАНИЕ, выключка [justify]. Полиграфический термин, означающий размещение текста на странице по определенным правилам. Различаются горизонтальное и вертикальное Б. Горизонтальное Б. может быть по левому краю, по правому краю, по ширине и по центру. Б. по левому краю означает, что первые буквы последовательных строк текста находятся строго друг под другом и, таким образом, левый край текста оказывается выровненным. Б. по правому краю означает, что последние буквы строк находятся друг под другом. Б. по ширине означает одновременно Б. по левому и по правому краю. Б. по центру означает, что первая и последняя буквы строки находятся на одинаковом расстоянии от полей. Б. применяется при верстке страниц, причем тип Б. зависит от типа издания, национальных традиций и др. Например, в отечественной научной литературе принято выравнивать текст по ширине, а в англоязычной — по левому краю. На рис. Б.9 приведены примеры различных типов горизонтального Б. в приложении MS Word В этом абзаце текст выровнен по левому краю. При втом левый край текста! оказывается выровненным, а правый край — нет. Интервалы между словами равны. В этом абзаце текст выровнен по правому краю. При этом правый край текст оказывается выровненным, а левый край — нет. Интервалы между словами равны.: Последняя строка абзаца выровнена вправо.: В этом абзаце текст выровнен по ширине. При этом левый и правый края текста оказываются выровненными. Интервалы между словами могут быть различны. Последняя строка абзаца выравнивается влево. В этих абзацах текст выровнен по центру. ГГакое выравнивание часто применяется в заголовках. Рис. В.9. Различные типы горизонтального выравнивания текста

ВЫРАВНИВАНИЕ ТЕКСТА, автоматический переход на новую строку [word-wrap]. Режим ввода текста, при котором вводимый текст автоматически продолжается с новой строки по достижении правой границы области текста. Б каком именно месте текста происходит переход на новую строку, зависит от применяемого типа выравнивания и от того, включен или нет ре- в 143 жим автоматического переноса слое. В. т. используется во всех современных текстовых процессорах, например, в приложении MS Word

ВЫРАЖЕНИЕ [expression]. Синтаксическая конструкция языка программирования высокого уровня, имеющая вид формульной записи последовательности операций над данными (операндами). Выполняя эту последовательность операций, процессор вырабатывает значение Б. Б зависимости от типа вырабатываемого значения Б. могут быть арифметическими, логическими и др. Правила записи Б. устанавливаются конкретным языком программирования

ВЫРЕЗАНИЕ [cut]. Б приложениях операционной системы Windows— копирование выделенных данных из документа в буфер обмена и последующее удаление скопированных данных из документа. См. выделение, копирование

ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ ФОРТРАН, язык HPF [High Performance Fortran (HPF)]. Расширение языка программирования Фортран для работы на параллельных компьютерах. HPF был разработан в середине 90-х годов прошлого столетия. Он основан на использовании специальных директив в комментариях к тексту программы, указывающих транслятору на параллелизм алгоритма. Ср. технология MPI, технология PVM. Мертвый язык программирования, больше не используется.

ВЫТЕСНЯЮШДЯ МНОГОЗАДАЧНОСТЬ, приоритетная многозадачность [preemptive multitasking]. Поддерживаемый многозадачной операционной системой режим мультипрограммирования, при котором по истечении кванта времени решение о переходе центрального процессора с выполнения одной задачи на выполнение другой задачи принимает операционная система в соответствии с приоритетами задач. Б. м. предоставляет операционной системе возможность захвата процессора в любой момент времени, независимо от состояния работающих приложений. Тем самым обеспечивается быстрая реакция, высокая пропускная способность и защищенность системы от действий некорректно работающих приложений. Ср. кооперативная многозадачность

ВЫХОД [exit]. Возврат в вызывающую программу из вызываемой программы. При Б. происходит завершение выполнения вызванной программы и передача управления вызвавшей программе. Ср. возврат

ВЫХОД ИЗ ПРИЛОЖЕНИЯ [quit]. Корректная остановка приложения. По команде происходит нормальное завершение работы программы с передачей управления операционной системе

ВЫХОД ИЗ СИСТЕМЫ [logoff, logout]. Процедура завершения сеанса работы пользователя с вычислительной системой, происходившего по линиям связи. Обычно это окончание работы пользователя за одним из нескольких удаленных терминалов вычислительной системы или рабочих станций локальной сети, когда отключение терминала не означает выключение компьютера. Противоп. вход в систему.

ВЫХОД ИЗ ЦИКЛА [loop termination]. Завершение циклического процесса. В. и. ц. может произойти либо после его выполнения, когда оказался исчерпанным список цикла, заданный в операторе цикла, либо с помощью оператора условного перехода, расположенного в теле цикла, и при достижении некоторого условия, задающего переход к оператору, расположенному вне цикла

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ [output data]. Данные, поступающие из компьютера на устройства вывода в результате выполнения программы

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАШИНА, компьютер [computer]. Устройство или комплекс устройств, предназначенные для механизации или автоматизации обработки информации. Существуют два класса машин: цифровые вычислительные машины и аналоговые вычислительные машины. В настоящее время в основном используются цифровые вычислительные машины. Ср. электронная вычислительная машина

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЬ [computer network]. To же, что компьютерная сеть

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА [computer system]. Совокупность аппаратных и программных средств компьютера, взаимодействующих для решения задач обработки информации. Например, Б. с. является персональный компьютер с установленным на нем программным обеспечением

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА МРР, система МРР [massively parallel processors system, MPP system]. Многопроцессорная вычислительная система с распределенной памятью, обладающая высокой степенью параллелизма. Б. С. МРР может состоять из сотен и тысяч процессоров

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА [computer science, computing machinery]. 1. Совокупность научных дисциплин и отраслей техники, специализирующихся на создании аппаратных средств для обработки и хранения информации. Ср. информатика. 2. Совокупность вычислительных средств, предназначенных для автоматизации процесса решения задач: компьютеров, внешних устройств, абонентских пунктов, отдельных терминалов, средств передачи данных

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР, кластер [computer cluster, cluster]. Совокупность компьютеров, объединенных в локальную вычислительную сеть для решения одной задачи путем проведения параллельных вычислений. Б. к. нужно рассматривать как один многопроцессорный компьютер, не использующий систему разделения времени и работающий в режиме монопольного использования. Б качестве вычислительных узлов обычно используются доступные на рынке однопроцессорные или симметричные многопроцессорные компьютеры. Каждый узел работает под управлением своей копии операци- в 145 онной системы, чаще всего — стандартной: Linux, Windows NT и т. п. Состав и мощность узлов могут меняться даже в рамках одного Б. к. Коммуникационная среда, обеспечивающая взаимодействие компьютеров в Б. к., может создаваться с использованием стандартных сетевых технологий, исходя из соображений стоимости, производительности и масштабируемости. Применяются, например, и сети Ethernet со скоростью передачи данных 10 или 100 Мбит/с, и сети SC1 со скоростью до 500 Мбит/с. Среди достоинств Б. к. можно указать относительно низкую стоимость (Б. к. из 10 рабочих станций дешевле десятипроцессорного суперкомпьютера), высокую надежность (выход из строя вычислительных узлов не обязательно приводит к остановке всей системы) и приспособленность к постепенному наращиванию и модификации без длительной остановки на замену оборудования. См. Беовульф- кластер

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС, многомашинный вычислительный комплекс (ВК) [computer complex, multiple computer complex]. Совокупность двух и более ЭБМ, работающих как единая вычислительная система

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС [calculation process]. Процесс решения задач на компьютере

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ, узел [node]. Компьютер, выполняющий вычисления в компьютерной сети или вычислительном кластере. Ср. узел сети ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР (ВЦ) [computer center]. Самостоятельное учреждение или подразделение учреждения, оснащенное комплексом средств вычислительной техники и предназначенное для предоставления услуг по обработке и хранению данных. Если ВЦ снабжен информационной системой, то его называют информационно-вычислительным центром

ВЫЧИСЛЯЕМЫЙ ОПЕРАТОР ПЕРЕХОДА [evaluate Go то statement]. Оператор перехода в языке Фортран, имеющий вид: GO TO (ml, m2, ..., mk) , I где ml, m2, ..., mk — метки операторов, ι — переменная целого типа.



Всего данную страницу с 1998 года посетило: 14 посетителей
Воронеж, Центр, Проспект Революции 58
vsc-vrn@yandex.ru
Как проехать
Написать в WhatsApp
Написать в Viber
Написать в Telegram
Сейчас на сайте посетителей: 2